Платформенная занятость в России
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет оценки платформенной занятости в России в 2023 году.
Масштабы платформенной занятости
Платформенная занятость становится значимой частью отечественной экономики. В 2023 г. в России 3,4 млн человек использовали цифровые платформы для поиска клиентов и выполнения заказов хотя бы один раз за обследуемую неделю (на основном и/или дополнительном месте работы), что составило 4,6% от всех занятых; 3,2 млн человек применяли цифровые платформы на основной работе. По последним доступным данным, в II квартале 2024 г. численность платформенных работников немного снизилась и составила 3,2 млн человек или 4,3% от общей численности занятых.
По регионам в 2023 г. наблюдается значительная дифференциация показателя. Наивысший уровень (7% и более) зафиксирован в регионах Северо-Кавказского федерального округа, Калининградской области и Краснодарском крае, наименьший (ниже 1,5%) — в Ульяновской и Тамбовской областях, Ненецком и Чукотском автономных округах. Уровни вовлеченности постоянного населения Москвы и Санкт-Петербурга в платформенную занятость ниже среднего по стране и составляют 4,1 и 3,2% соответственно.
Платформенная занятость в отраслях экономики
Порядка 40% платформенных работников заняты в торговле, транспортировке и хранении. Около трети — в прочих услугах, строительстве, обрабатывающих производствах, в профессиональной, научной и технической деятельности. На все остальные отрасли приходится менее четверти.
Наивысшая доля занятых через платформы зафиксирована в услугах по ремонту компьютеров, техники, сфере красоты и прочих видах услуг. Каждый пятый работник здесь работает с помощью цифровых платформ, что в 4,7 раза выше среднероссийской величины. Кроме того, выделяются транспортировка и хранение (к которым относятся такси и доставка), информационные технологии, где доля платформенных работников превышает 8% (рис. 1). Напротив, в государственном управлении и социальном обеспечении, добыче полезных ископаемых, обеспечении энергией, образовании, водоснабжении, водоотведении и утилизации отходов такие работники практически не встречаются (1% и меньше).

Профессии платформенных работников
Через цифровые платформы работают представители разных профессий. Наиболее многочисленные группы не требуют наличия среднего профессионального образования и высокого уровня цифровых навыков: водители (17%), работники сферы индивидуальных услуг (11,6%), средний специальный персонал по экономической и административной деятельности (к ним, в частности, относятся агенты по операциям с недвижимостью и коммерческим продажам) (8,4%), продавцы (7%). Представители этих профессиональных групп могут осуществлять свою деятельность прежде всего через маркетплейсы и агрегаторы.
Среди занятых через цифровые платформы немало специалистов высшего уровня квалификации: в сфере бизнеса и администрирования (6,6%), в области права, гуманитарных областей и культуры (4,2%), специалистов по ИКТ (3,4%) (рис. 2). Представители этих профессий могут находить проектную работу через цифровые платформы для рынка труда (например, «Профи», YouDo, FREELANCE и др.), в том числе международные, поскольку ее выполнение, как правило, не требует нахождения работника в определенном месте.

В свою очередь, при рассмотрении отдельных профессиональных групп максимальная доля работающих через цифровые платформы зафиксирована среди руководителей в гостиничном и ресторанном бизнесе, розничной и оптовой торговле и смежных сферах (14,9%). Ожидаемо высокая доля платформенно занятых среди работников сферы индивидуальных услуг (12,1%), специалистов по ИКТ (высшей квалификации — 8,8%, средней квалификации — 9,4%), среднего специального персонала в области правовой, социальной работы, культуры, спорта и родственных занятий (9,2%), к которому относятся фотографы, художники, тренеры и пр.
Портрет среднестатистического платформенного работника
Платформенная занятость в России более характерна для жителей городов: на них приходится 82% таких работников, при этом на столичный регион (Москву и Московскую область) — почти пятая часть (19,1%) платформенно занятых. Доля работающих через платформы среди городского населения составляет 4,7%, среди сельского — 3,5%.
В 2023 г. большинство занятых через цифровые платформы составляли мужчины (57,5%, что на 6,3 п. п. выше, чем в среднем по экономике). Среди работающих мужчин удельный вес платформенно занятых на 1,2 п. п. выше по сравнению с женщинами (5 и 3,8% соответственно), что во многом объясняется профессиональной сегрегацией.
Среди платформенных занятых превалируют представители средних возрастных групп: на лиц в возрасте 30–39 лет приходится 36,1%, еще 26,1% — на лиц в возрасте 40–49 лет (рис. 3). При этом возрастная структура платформенных работников моложе, чем в среднем по всем занятым.

Гибкие условия труда с точки зрения времени и места работы в рамках платформенной занятости более привлекательны для молодежи, в том числе в связи с возможностью совмещать работу с учебой, относительно низкими барьерами для входа в профессию, в среднем более высоким уровнем цифровых навыков этой группы населения. Это подтверждает и образовательная структура платформенных работников. В целом по данным за 2023 г. она схожа со средней структурой по занятым, однако среди платформенно занятых немного больше лиц с высшим образованием (37,9 против 35,3% в среднем) и со средним общим образованием и ниже (22,4 против 18,9%).
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата; результаты Обследования рабочей силы; результаты проекта «Мониторинг цифровой трансформации экономики и общества» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Анна Демьянова, Дарья Талакаускас, Святослав Покровский
Предыдущий выпуск серии «Цифровая экономика»:
«Насколько готовы россияне платить за цифровые подписки?»
См. также: