• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факты о российской науке из исследований Вышки

Наука — крупная отрасль экономики, в которой концентрируются ресурсы, осуществляются транзакции, создаются масштабные результаты — нуждается в последовательном, системном описании. Более 15 лет Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Высшей школы экономики изучает состояние отечественной науки, используя систему статистических индикаторов, и разрабатывает долгосрочные прогнозы ее развития с опорой на инструменты форсайта. Ко Дню российской науки ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выпустил две программные публикации — инфографический доклад «Российская наука в цифрах» и статистический сборник из серии «Индикаторы науки». 

Российская наука в цифрах

Редакционная коллегия: Л. М. Гохберг, С. Ю. Матвеев

Авторы: Власова В. В., Гохберг Л. М., Дьяченко Е. Л., Кузнецова И. А., Кузнецова Т. Е., Мартынова С. В., Нефедова А. И., Ратай Т. В., Рудь В. А., Сагиева Г. С., Стрельцова Е. А., Суслов А. Б., Фурсов К. С.

Полная версия доклада 

Подробная библиографическая справка

Российская наука в цифрах Власова В. В.Гохберг Л. М.Дьяченко Е. Л. и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2018.

В докладе в формате инфографики представлены ключевые индикаторы, характеризующие состояние и тенденции развития сферы науки и технологий в РФ. Рассматриваются позиции страны в Глобальном инновационном индексе, приводятся данные о структуре и динамике ресурсного потенциала отечественной науки, ее специализации, результатах и социальных эффектах научно-технологической деятельности в сопоставлении с зарубежными странами. Использованы данные Минобрнауки России, Росстата, Роспатента, международных организаций, а также статистических и социологических обследований, выполненных Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

Издание подготовлено по результатам проекта: «Проведение исследований состояния сферы науки и технологий, направлений и инструментов ее государственного регулирования; разработки информационно-аналитических материалов по итогам проведенных исследований» при поддержке Минобрнауки России.


Позиции России в глобальной науке

45 место в Глобальном инновационном индексе-2017

В ГИИ-2013 страна занимала 62 позицию.

Россия демонстрирует высокие позиции по уровню генерации новых знаний (научные публикации, патенты) и их приобретения (импорт передовых технологий, приобретение прав на результаты инновационной деятельности, насыщенность промышленности научными кадрами), а также по масштабам сектора исследований и разработок.

Слабые стороны инновационного развития России связаны с низкой эффективностью процессов распространения знаний (экспорт высокотехнологичной продукции и услуг, практическое использование результатов инновационной деятельности) и их влияния на экономику и общество (масштабы производства продукции высокотехнологичных и креативных индустрий и т.п.).

14 место в глобальном рейтинге публикационной активности

46,23 тыс. статей российские ученые опубликовали в 2016 году в научных журналах, индексируемых в Web of Science.

2,67% — удельный вес России в общемировом числе статей.

9,29 чел. — средняя численность исследователей (в эквиваленте полной занятости) в расчете на одну статью. Это самый высокий показатель относительно стран, входящих в топ-15 по уровню публикационной активности по итогам 2016 года.

1/3 статей российских исследователей написаны в международном соавторстве. Среди высокоцитируемых работ таких статей подавляющее большинство.

Топ-10 основных партнеров России: США, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Италия, Испания, Польша, Япония, Швейцария. Интенсивность сотрудничества за последние пять лет несколько повысилась с китайскими исследователями, снизилась — с партнерами из Германии и Франции.

29 место в общемировом рейтинге стран, участвующих в глобальных исследовательских фронтах

339 — число глобальных исследовательских фронтов, к которым относились статьи российских ученых (из 8684, по состоянию на 2017 год).

Основными областями специализации российской науки со времен Советского Союза остаются физика, химия, науки о космосе и Земле, математика и материаловедение: на них приходится более половины международных публикаций российских ученых.

Сфера технологической специализации России практически не меняется уже долгое время. За последние годы в нее вошли лишь две новые области — микроструктурные и нанотехнологии, прочие потребительские товары. Многие высокотехнологичные направления (химия полимеров, биотехнологии, ИКТ) по-прежнему не входят в сферу технологической специализации страны, несмотря на устойчивую положительную динамику патентной активности.

10 место в глобальном рейтинге патентной активности

+39% — прирост числа патентных заявок на изобретения, поданных российскими заявителями в стране и за рубежом с 2001 по 2015 гг.

1,17% — удельный вес России в общемировом числе патентных заявок.

27 место по объемам экспорта технологий / 25 место — по объемам импорта

В 2016 году объемы экспорта технологий достигли 1,3 млрд долларов, импорта — 2,5 млрд долларов.

В российском экспорте технологий доминируют неохраноспособные результаты интеллектуальной деятельности (исследования и разработки, отчеты, техническая документация, др.) и услуги технологического характера (92,6% в 2016-м), стоимость которых существенно ниже, чем у объектов исключительных прав.

38,5% — прирост числа договоров о торговле лицензиями и отчуждении патентных прав на изобретения, полезные модели и промышленные образцы в 2016 году относительно уровня 2005 года. При этом число патентов, являющихся предметом сделок, выросло в 2,3 раза.

Лидерство среди европейских стран по доле лиц, с одобрением относящихся к научно-техническому прогрессу

При этом чуть менее одной пятой части населения страны считают себя достаточно информированными о новейших достижениях науки и возможностях их практического применения. Это один из самых низких показателей в Европе.

Россияне проявляют интерес к доступным технологиям, применимым в повседневной жизни (солнечные панели, умная одежда, электромобили). В меньшей степени востребованы этически неоднозначные и потенциально небезопасные технологии (пример — синтезированные мясные продукты).

32% россиян в 2016 году были бы рады, если бы их дети решили стать учеными.

4 место (после Китая, США и Японии) в рейтинге мировых лидеров по масштабам занятости в науке

При этом Россия — единственная среди развитых государств, где этот показатель долгое время снижался. С 1990 года численность исследователей сократилась в 2,7 раза, техников — в 3,9 раза.

12 место Россия занимает в рейтинге стран по среднегодовому темпу прироста численности персонала, занятого исследованиями и разработками. В период с 2000 по 2016 гг. этот показатель достиг отрицательной величины (-1,3%). Китай, лидер рейтинга, демонстрирует 9,8%.

Несмотря на заметный приток молодежи (ученых до 39 лет) в российской науке сохраняются серьезные диспропорции: каждый третий исследователь достиг пенсионного возраста; продолжается отток кадров среднего возраста (40–49 лет).

Наиболее сложная ситуация наблюдается в академических институтах, где средний возраст исследователей превысил 50 лет (для сравнения: в вузовском секторе науки — 47 лет; средний возраст занятых в экономике — 41 год), доля ученых старше 60 лет составляет 36% (в вузовской науке — 24%).

Порядка 4 тысяч организаций выполняют исследования и разработки. По состоянию на 2016 год в них заняты 722,3 тыс. человек. В отличие от большинства развитых стран в структуре сети доминируют научно-исследовательские институты, обособленные от сферы образования и производственной деятельности и находящиеся преимущественно в государственной собственности. Между тем за последние 20 лет заметно выросло число вузов, выполняющих исследования и разработки, также увеличилась их доля в структуре организаций — с 9,7% до 24,3%.

Материально-техническая база науки с середины 2000-х годов постепенно восстанавливается. В 2005–2016 гг. в 1,6 раза (в постоянных ценах) выросла стоимость ее основных фондов, машин и оборудования — в 1,8 раза. Увеличивается доля последних в стоимости основных фондов (39,5% в 2016-м против 27% в 1999 г.), также улучшается их возрастной состав: доля устаревшего оборудования (старше 10 лет) в 2007–2015 гг. сократилась с 25 до 17,2%. Основная часть машин и оборудования эксплуатируется менее 6 лет.

10 место по доле затрат на науку в ВВП

Для России характерна в целом низкая наукоемкость экономики, измеряемая как доля затрат на науку в ВВП.

Внутренние затраты на исследования и разработки в 2016 году составили 1,1% к ВВП, или 943,8 млрд рублей в действующих ценах (148,4 млрд рублей в постоянных ценах 2000 года).

С 2000 года затраты на науку выросли в 12,3 раза в действующих ценах и почти в два раза в постоянных ценах. С 2015 года темпы роста затрат на науку начали снижаться.

Затраты на исследования и разработки в расчете на одного исследователя в России ниже, чем в США, в 4,2 раза, в Германии — в 3,4, в Японии — в 3, в Китае — в 2,9, в Великобритании — в 1,8 раза.

 

Лидерство по доле государственного финансирования науки

В России сохраняется бюджетно-ориентированная модель поддержки науки. Доля средств государства в общих затратах на исследования и разработки в 2016 году достигла 37,3 млрд долларов, или 68,2% (это самый высокий показатель среди стран с наибольшей долей государственного финансирования науки).

С 2000 года ассигнования на гражданскую науку выросли в более чем в 23,6 раза в действующих ценах и в 3,7 раза в постоянных ценах. Более четверти их объема приходится на поддержку фундаментальных исследований.

Традиционно значительная часть исследований и разработок в России ориентированы на развитие экономики. В 2016 году на такие проекты приходилось 37,8% внутренних затрат на науку (в 1994 году — 49,1%). На общее развитие науки идут 14,8% внутренних затрат (в 1994-м — 12,5%).

По сравнению с другими странами (по которым имеются данные), в России весьма мала доля затрат на исследования, связанные с реализацией социальных целей (5,6%). 3,6% — удельный вес затрат на исследования и разработки в области охраны здоровья населения (в Болгарии — 34%). 0,7% — удельный вес затрат на исследования и разработки в области охраны окружающей среды (в Чили на аналогичную статью расходуется 8,4%).


Статистический сборник «Индикаторы науки: 2018»

Редакционная коллегия: Л. М. Гохберг, Я. И. Кузьминов, К. Э. Лайкам, С. Ю. Матвеев

Авторы: Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, М. Н. Коцемир, И. А. Кузнецова, Е. И. Лукинова, С. В. Мартынова, Т. В. Ратай, Л. А. Росовецкая, Г. С. Сагиева, Е. А. Стрельцова, А. Б. Суслов, И. И. Тарасенко, С. Ю. Фридлянова, К. С. Фурсов

В подготовке отдельных материалов принимала участие И. О. Варзановцева

Полная версия статистического сборника

Подробная библиографическая справка

Индикаторы науки: 2018: статистический сборник / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2018.

Статистический сборник продолжает серию публикаций, посвященных различным аспектам развития науки в Российской Федерации. Открывают сборник таблицы, в которых наряду с основными показателями науки и технологий представлены сведения об основных показателях инновационной деятельности. Приводятся статистические данные о составе организаций, выполняющих исследования и разработки, кадрах и финансировании науки, ее материально-технической базе. В отдельных разделах содержатся сведения об интеллектуальной собственности, коммерциализации и использовании технологий, данные международных сопоставлений.

В сборнике использованы сведения Федеральной службы государственной статистики, Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Межгосударственного статистического комитета СНГ, Организации экономического сотрудничества и развития, Европейской комиссии, Евростата, ЮНЕСКО, Всемирной организации интеллектуальной собственности, а также методологические и аналитические разработки ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

В ряде случаев данные по отдельным показателям уточняют ранее опубликованные.


Несколько слайдов из статистического сборника наглядно иллюстрируют ситуацию в отечественной науке.

Что ещё почитать о науке?

Другие статистические сборники НИУ ВШЭ

Расширить знания по управлению наукой

Для действующих научных менеджеров

В 2017 году ИСИЭЗ НИУ ВШЭ при поддержке Минобрнауки России запустил онлайн-проект «Сеть знаний» по обмену лучшими практиками управления научными исследованиями и научно-техническими результатами. В рамках проекта создается площадка для обмена опытом и своего рода навигатор, охватывающий наиболее действенные практики по ряду ключевых аспектов менеджмента в науке, таким как: организация управления; кадровая политика; материально-техническая база и инфраструктура; управление финансовыми ресурсами; коммуникации и кооперация; управление результатами научной деятельности.

И для будущих

С 2014 года на базе ИСИЭЗ НИУ ВШЭ действует англоязычная магистерская программа «Управление в сфере науки, технологий и инноваций». Программа нацелена на подготовку специалистов нового поколения, обладающих системными и актуальными знаниями для анализа и управления сферой науки, технологий и инноваций — от их зарождения до реализации, и на разных уровнях — корпоративном, региональном, национальном и международном. НИУ ВШЭ — единственный в мире университет, где политика и менеджмент в сфере науки, технологий и инноваций объединены в рамках одной магистерской программы.


Узнать, насколько хорошо вы ориентируетесь в пространстве российской науки?

Пройти тест

Обсудить вопросы развития науки на XIX Апрельской конференции

10–13 апреля 2018 года в Высшей школе экономики состоится XIX Апрельская Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В рамках ее программы Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ традиционно проводит секцию «Наука и инновации» и ассоциированные мероприятия, посвященные обсуждению актуальной повестки научно-технической политики и вопросов прогнозирования научно-технологического развития в России и зарубежных странах.

Регистрация открыта до 6 апреля


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.