• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Деловой климат в науке: эффективность мер научно-технологической политики

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет сведения о потенциальном охвате, востребованности, значимости и успешности использования в научных организациях и вузах инструментов государственной поддержки науки.

Версия для печати

В бюллетене представлены результаты пилотного обследования делового климата в науке, выполненного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по заказу Минобрнауки России. Его цель — получить обобщенную оценку текущего состояния и перспектив развития науки, а также государственной политики в этой сфере. Обследование проводилось на репрезентативной выборке 361 научной организации и вуза. Опрашивались руководители или их заместители по научной и/или инновационной деятельности, то есть лица, определяющие стратегии развития организаций и повседневные управленческие практики, которые непосредственно влияют на эффективность государственного регулирования.

Анализ инструментов научно-технологической политики РФ проводился на основе обобщения ответов респондентов на вопросы об опыте их использования и значимости для функционирования конкретных организаций. По итогам исследования построены индексы:

  • потенциального охвата
    (доля организаций, которые могли воспользоваться инструментом, в общем числе опрошенных);
  • востребованности
    (доля организаций, пытавшихся воспользоваться мерой поддержки, в числе потенциально охваченных);
  • успешности использования
    (доля организаций, успешно применивших инструмент, в числе пытавшихся им воспользоваться);
  • значимости
    (средняя оценка значимости меры для совокупности обследованных организаций).

Полученные результаты 

Большинство мер государственной поддержки науки, рассмотренных в обследовании, характеризовались довольно широким потенциальным охватом: более 75% опрошенных имели возможность ими воспользоваться. Однако предприняли такую попытку менее половины организаций, вошедших в выборку.

Самыми востребованными оказались 9 инструментов из 23 (они заинтересовали свыше 60% респондентов). В их числе — субсидии в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» и других ФЦП и госпрограмм; государственное задание на НИОКР; субсидии на повышение оплаты труда научных сотрудников; гранты научных фондов (РФФИ, РНФ); освобождение от уплаты НДС при выполнении НИОКР; получение доступа к международным базам данных научных журналов и научно-технической информации, а также к государственным информационным системам (ЕГИСУ НИОКТР и др.) (рис. 1).

Среди мер поддержки, которые респондентам удалось успешно применить на практике (индекс успешности) и одновременно получить высокий эффект от их внедрения (индекс значимости), были отмечены как отдельные прямые (государственное задание на НИОКР; гранты РФФИ; субсидии на повышение оплаты труда научных сотрудников; субсидии / госзаказ на НИОКР в рамках госпрограмм и отраслевых ФЦП), так и косвенные инструменты (освобождение от уплаты НДС при выполнении НИОКР). Здесь индекс значимости составлял 75–85%, а успешности — более 90%. Другие косвенные механизмы — освобождение от НДС при реализации прав на РИД, налоговые льготы для НИОКР по налогу на прибыль, безвозмездное получение прав на РИД, созданные за счет бюджетных средств, — также оцениваются как успешные, но при этом менее значимые (соответствующий индекс варьировался в диапазоне 64–67%).

В части нефинансовых мер наибольшую пользу обследованные научные организации и вузы извлекли от получения доступа к международным базам данных научных журналов и научно-технической информации.

Сопоставление полученных оценок инструментов научно-технологической политики с объемами их финансирования за счет средств федерального бюджета демонстрирует, что в целом наиболее востребованными и успешно используемыми для получателей стали «ресурсоемкие» меры поддержки (рис. 2). Это связано со сложившейся моделью финансирования науки, в которой основным источником по-прежнему выступает федеральный бюджет. В то же время некоторые другие меры финансового характера оказались не столь популярными в силу определенных ограничений, связанных с регламентами их реализации.

Источник: пилотное обследование делового климата в сфере науки, выполненное ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по заказу Минобрнауки России.

Материал подготовили Валерия Власова, Михаил Гершман, Татьяна Кузнецова, Виталий Рудь


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на автора материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск: «Цифровизация бизнес-процессов»

Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»