Сколько федеральный бюджет потратит на гражданскую науку в 2025 году?
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует запланированные на 2025 г. объемы поддержки гражданской науки из средств федерального бюджета.
Справочно:
Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета — денежные средства, выделенные из федерального бюджета на развитие науки по направлениям, имеющим гражданское назначение, а именно по следующим разделам и подразделам классификации расходов бюджетов: фундаментальные исследования (0110); прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов (0112); прикладные научные исследования в области национальной экономики (0411); прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства (0504); прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды (0604); прикладные научные исследования в области образования (0708); прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии (0803); прикладные научные исследования в области здравоохранения (0908); прикладные научные исследования в области социальной политики (1005); прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта (1104); прикладные научные исследования в области средств массовой информации (1203).
Плановые ассигнования, установленные в соответствии с утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете, следует отличать от фактических (действительных) расходов, определяемых на основании отчета об исполнении федерального бюджета по данным Федерального казначейства.
В текущем году государство планирует увеличить объем ассигнований на гражданскую науку из средств федерального бюджета до 850 млрд руб.1 — на 158,2 млрд руб. в действующих ценах по сравнению с 2023 г.2 (+5,4% в постоянных ценах3). Их доля в расходах федерального бюджета повысится до 2,9%, а в ВВП — останется на уровне 0,4% (рис. 1). Следует иметь в виду, что утвержденные ассигнования в течение года могут быть скорректированы и фактические значения, как правило, превышают плановые.
Бóльшую часть финансирования (538,6 млрд руб., или 63,4%), как и в предыдущие годы, в 2025 г. планируется направить на поддержку прикладных исследований (рис. 2, 3). Их объем в постоянных ценах, по предварительной оценке, увеличится на 3,2% по сравнению с 2023 г. Из этих расходов три четверти будут распределены на исследования, нацеленные на развитие национальной экономики, примерно по 9% — в интересах здравоохранения и решения общегосударственных вопросов.
На фундаментальную науку из федерального бюджета планируется выделить 311,4 млрд руб. (36,6% ассигнований на гражданскую науку), т. е. +9,3% в постоянных ценах к уровню 2023 г.
Ключевым инструментом финансирования исследований и разработок в 2025 г. по-прежнему будет госпрограмма «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»: ее доля в ассигнованиях на гражданскую науку составит 78,3%.
В рамках госпрограмм значительная часть ассигнований на гражданскую науку выделена на реализацию национальных проектов технологического лидерства (НПТЛ), направленных на создание конкурентоспособной высокотехнологичной продукции с использованием критических технологий. В бюджете 2025 г. на научную деятельность в рамках 8 НПТЛ (рис. 4) запланировано 184,9 млрд руб. Из них наибольшие «научные» расходы — у проектов «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» (66,3 млрд руб., или 35,9% ассигнований на гражданскую науку в рамках НПТЛ), «Развитие космической деятельности РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» (57,8 млрд руб., или 31,3%), «Новые атомные и энергетические технологии» (25,4 млрд руб., или 13,7%) и «Беспилотные авиационные системы» (17 млрд руб., или 9,2%).
НПТЛ заметно различаются по доле расходов на гражданскую науку в общем объеме бюджетных ассигнований на реализацию НПТЛ. Наиболее высокие значения этого показателя — у проектов «Новые технологии сбережения здоровья» (92,6%), «Новые атомные и энергетические технологии» (84,4%) и «Развитие космической деятельности РФ» (63,4%), наименьшие — у проектов «Новые материалы и химия» (36,2%), «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» (23,2%) и «Средства производства и автоматизации» (12,1%).
В структуре бюджета можно выделить также ряд других национальных проектов (НП), способствующих формированию условий для научно-технологического развития. В федеральном бюджете на реализацию шести таких НП (рис. 5) в 2025 г. предусмотрены ассигнования на гражданскую науку в размере 41,9 млрд руб.
Среди отдельных НП наибольшие «научные расходы» у проектов «Молодежь и дети» (включает программы «Приоритет-2030», «Передовые инженерные школы», «Молодежные лаборатории» и др.) (28,8 млрд руб., или 68,7% ассигнований на гражданскую науку в рамках данных НП) и «Экономика данных и цифровая трансформация государства» (7,4 млрд руб. (без учета ассигнований на разработку и внедрение цифровых технологий, включая искусственный интеллект), или 17,7%).
В целом на научные цели в рамках НПТЛ и НП в 2025 г. предусмотрены ассигнования в размере 226,8 млрд руб. (26,7% расходов федерального бюджета на гражданскую науку).
Комментирует
Леонид Гохберг
первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ
Государство активно содействует развитию науки как источника технологического суверенитета России. В новом законе о бюджете предусмотрен значительный рост ассигнований на гражданскую науку, что обусловлено в том числе необходимостью достижения национальной цели по обеспечению технологического лидерства, включая увеличение к 2030 году внутренних затрат на исследования и разработки не менее чем до 2% ВВП (согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309). Решение этой амбициозной задачи требует не только наращивания прямых расходов государства, но и существенного увеличения инвестиций бизнеса в достижение этих целей, в связи с чем принято законодательство о технологической политике и стартовали национальные проекты технологического лидерства, предусматривающие привлечение внебюджетного софинансирования исследований. Примечательно, что рост бюджетных расходов коснулся как прикладных, так и фундаментальных исследований, создающих базу для будущих научно-технологических прорывов.
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Федерального казначейства, федеральных законов о федеральном бюджете: от 27.11.2023 № 540-ФЗ (в ред. от 12.07.2024 № 175-ФЗ), от 30.11.2024 № 419-ФЗ; результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Виталий Дементьев и Татьяна Ратай
Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Делаем науку в России: спрос на меры политики»
См. также: