• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Делаем науку в России: развитие кадрового потенциала

Делаем науку в России: развитие кадрового потенциала

Использован дизайн pch.vector/Freepik

Версия для печати

Ситуация с научными кадрами в стране постепенно улучшается, чему способствуют меры господдержки. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ продолжает знакомить с результатами третьего раунда опроса, проведенного в рамках проекта «Делаем науку в России».

Исследование «Делаем науку в России» продолжает проект Doing Science (реализован ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в 2017 и 2022 гг.) и нацелено на комплексный анализ состояния и перспектив развития российской науки в условиях внешних угроз и ограничений, а также оценку мер научно-технической политики. В рамках третьей волны (октябрь—ноябрь 2024 г.) были опрошены представители 719 университетов и научных организаций (респондентами выступили руководители или их заместители по научной деятельности — как лица, формирующие повседневные управленческие практики, которые непосредственно влияют на результативность науки и эффективность государственного регулирования).

Залогом обеспечения технологического лидерства России является формирование и устойчивое воспроизводство человеческого потенциала науки. Как показывают результаты проводимого с 2017 г. исследования, в течение всего периода наблюдений ситуация с научными кадрами в стране меняется к лучшему. Даже на фоне действующих в последние годы международных ограничений опрошенные руководители вузов и научных организаций оценивают текущую и перспективную ситуацию с кадрами как довольно благополучную (3,48 балла из пяти; 3,83 — через три года). Наиболее оптимистичны по этому вопросу вузы (3,68 — текущее состояние, 4,23 — перспективы), в особенности участники крупнейшей программы развития университетов «Приоритет-2030» (3,88, 4,43), а также представители медицинских и гуманитарных областей науки (3,64 и 3,62 сейчас; 4,08 и 4,11 через три года соответственно).

Спрос на научный персонал

Благодаря целевым мерам поддержки, направленным на привлечение и удержание молодых ученых (программа создания молодежных лабораторий, «мегагранты» и др.), удалось сохранить и даже пополнить их ряды. По данным статистики, численность исследователей в возрасте до 29 лет в 2023 г. составила 53,7 тыс. чел. (+1,2 тыс. чел. по сравнению с 2021 г.). Этот тренд в целом подтверждают и результаты опроса: на фоне незначительных изменений в оценках обеспеченности молодыми исследователями за прошедшие два года (3,46 в 2024 г. против 3,42 в 2022 г.), трехлетние ожидания весьма позитивны (3,84) (рис.1).

В предыдущем раунде опроса (2022 г.) респонденты выражали обеспокоенность в связи с возможными рисками оттока ведущих ученых. Однако результаты 2024 г. показали, что ситуация с их наличием, напротив, несколько улучшилась (3,52 в 2024 г. против 3,41 в 2022 г.). Наиболее позитивно ее оценивают бюджетные научные учреждения (3,89 против 3,67 у вузов и 3,22 у коммерческих организаций). В свою очередь, университеты демонстрируют наибольший оптимизм относительно увеличения численности ведущих ученых в ближайшие три года (4,20 против 3,96 у бюджетных НИИ и 3,49 у коммерческих организаций).

Представители медицинских наук больше всего удовлетворены обеспеченностью кадрами — как молодыми (3,70), так и ведущими (3,92). Несколько отстают естественные науки (3,46 и 3,55 соответственно).

Стимулирование труда

По мнению респондентов, в организациях в целом имеются необходимые ресурсы для оказания адресной поддержки исследователям, в частности содействия повышению их публикационной активности (3,88) и поощрения по результатам работы (3,79) (рис. 2). Довольно положительно оцениваются действующие корпоративные практики привлечения и развития научной молодежи (3,58 сейчас и 3,92 через три года). Университеты удовлетворены возможностями сопровождения участия сотрудников в научных конференциях (4,08), а коммерческие организации — реализацией программ стажировок и повышения квалификации работников (3,83) и предоставлением социального пакета (4,06).

В то же время перспективы повышения базовой заработной платы ученых оцениваются их руководителями несколько скромнее (3,36 в 2024 г. против 3,51 в 2022 г.), что может быть связано с общим недостатком финансирования, в том числе со стороны бизнеса.

Ввиду продолжающегося влияния санкций, возможности сотрудничества с иностранными исследователями и их привлечения в Россию весьма ограничены (2,71 и 2,15 соответственно). Значительных улучшений в трехлетней перспективе по притоку иностранных ученых в страну не предвидится (2,59), но совместная работа с ними может возобновиться (3,11), в том числе на фоне перенастройки кооперационных связей на дружественные страны.

Исследовательские компетенции

Как и двумя годами ранее, руководители в целом довольны уровнем компетенций своих сотрудников — наличием гибких навыков (3,98), способностями эффективно взаимодействовать с заказчиками и партнерами (3,91), владением цифровыми технологиями и методами исследований (3,80) (рис. 3). Знания иностранных языков (3,58) и навыки проектного управления (3,54) оцениваются немного ниже, но все равно лучше, чем в 2022 г. (3,42 и 3,37 соответственно).

Компетенции ученых в области применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) при проведении НИОКР получили удовлетворительную оценку (3,01). Чаще других с нехваткой таких навыков у своих сотрудников сталкиваются коммерческие научные организации (2,81). Однако ожидается, что через три года положение дел значительно улучшится (3,71), чему могут способствовать дополнительные стимулирующие программы.

Ситуация с качеством подготовки выпускников магистратуры и аспирантуры, принимаемых на научные должности, выглядит в целом неплохо (3,70). В условиях перехода на новую систему высшего образования опрошенные руководители ждут дальнейших позитивных изменений (3,97 в 2027 г.).

Комментирует

Гохберг Леонид Маркович

Леонид Гохберг

первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ

Развитие кадрового потенциала и привлечение талантов — один из наиболее значимых трендов научно-технологической политики ведущих стран. Россия, стремящаяся к достижению технологического лидерства, также последовательно движется в этом направлении. Так, за счет реализации целого ряда программ («Приоритет-2030», молодежные лаборатории, гранты молодым ученым и др.) в последние годы удалось повысить интерес молодежи к науке и увеличить ее приток в эту сферу. Другой хороший сигнал — повышение уровня компетенций исследователей. Вместе с тем поставленные государством амбициозные цели требуют и соразмерных решений в области дальнейшей поддержки научных кадров. Они могут быть направлены, с одной стороны, на совершенствование программ подготовки аспирантов, увеличение базовых зарплат и более четкое выстраивание карьерных траекторий в науке; с другой — на обеспечение доступа к передовому научному оборудованию, материалам для исследований и научно-технической информации. Особое внимание следует уделить мерам привлечения талантливых ученых из-за рубежа, готовых работать на благо нашей страны («умные» визовые режимы, социальные льготы, адаптационные сервисы).


Источники: результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

Материал подготовили Виктория Лапочкина и Михаил Гершман

 


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.
Рекомендованное цитирование:
Лапочкина В. В., Гершман М. А. (2025) Делаем науку в России: развитие кадрового потенциала. М. — ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/1019308300.html.

Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Разработка промышленных роботов в России: технологии и кадры»

 

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ