Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Креативные индустрии прирастают бизнесами

Креативные индустрии прирастают бизнесами

Использован дизайн pikisuperstar / Freepik

Версия для печати

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ продолжает анализировать предпринимательскую активность в отраслях и регионах России. В фокусе нового обзора, подготовленного на основе информации из базы данных «СПАРК-Интерфакс», — итоги и динамика развития креативных индустрий в период постковидной пятилетки.

Креативные индустрии — виды экономической деятельности, в основе которых лежат индивидуальное творчество, навыки и таланты и которые имеют потенциал для создания добавленной стоимости и рабочих мест за счет использования интеллектуальной собственности. В настоящем обзоре рассматриваются 17 креативных индустрий: «Музыка»; «Исполнительские искусства»; «Кино и сериалы»; «Анимация»; «Видеоигры»; «Программное обеспечение»; «Медиа и СМИ»; «Книжное дело»; «Реклама и пиар»; «Арт-индустрия»; «Народные художественные промыслы и ремесла»; «Культурное наследие, отдых и развлечения»; «Дизайн»; «Архитектура и урбанистика»; «Мода»; «Ювелирное дело»; «Гастрономия».

Для анализа динамики предпринимательской активности в креативных индустриях используются коэффициенты создания и ликвидации организаций (отношение организаций, созданных/ликвидированных за период 2019–2024 гг., к числу организаций, действовавших на начало отчетного периода, в процентах).

Второй год подряд в креативных индустриях растет предпринимательская активность

На фоне наблюдаемого с 2023 г. выхода на положительную траекторию развития ключевых показателей креативных индустрий (доля в ВВП, численность занятых, выручка и др., см. подробнее) особый интерес представляют результаты минувшего года — в связи с повышенным вниманием к анализируемым индустриям со стороны бизнеса и государственной власти. Последние доступные данные свидетельствуют о сохраняющейся динамике прироста числа организаций креативных индустрий: оно увеличилось на 2,8% в 2023 г. и на 3,1% — в 2024 г. (рис. 1).

В первую очередь это вызвано стабильным уменьшением числа ликвидируемых юридических лиц (рис. 2). Ранее, в период с 2019 по 2024 гг., оно ежегодно снижалось в среднем на 20,1%.

Число создаваемых организаций было менее устойчивым в динамике: с 2020 по 2023 гг. ежегодно росло, однако в 2024 г. показало спад, сохранив отставание от доковидного 2019 г. на 16,3%.

2024 год оказался рекордным по числу креативных индустрий с позитивной динамикой

За 2021 г. только четыре креативные индустрии продемонстрировали рост по числу организаций — «Программное обеспечение», «Видеоигры», «Анимация» и «Гастрономия». За 2022–2023 гг. к ним добавились еще две («Дизайн» и «Музыка»), а в 2024 г. — сразу пять: «Исполнительские искусства», «Кино и сериалы» — за счет увеличения государственных расходов на культуру; «Арт-индустрия», «Архитектура и урбанистика» — в результате появления новых организаций взамен ушедших неэффективных; «Мода» — как следствие возросших доходов населения. Таким образом, положительная динамика роста числа организаций охватила уже 11 из 17 креативных индустрий.

Несмотря на общее для всех креативных индустрий снижение показателей ликвидации организаций, их динамика была неоднородной. Наибольший прирост в 2024 г. показали: «Программное обеспечение»; «Гастрономия»; «Арт-индустрия»; «Кино и сериалы» и «Дизайн» (табл. 1). На первые три пришлась почти половина (47,8%) созданных за прошедший год организаций креативных индустрий. В то же время заметнее всего число юридических лиц упало в «Рекламе и пиаре»; «Книжном деле»; «Медиа и СМИ»; «Культурном наследии, отдыхе, развлечениях»; «Ювелирном деле».

Креативные индустрии отличает высокая доля молодых организаций

Заметный вклад в развитие креативных индустрий вносят молодые организации (созданные в период с 2019 по 2023 гг.), в данном секторе их насчитывается 37% (в других видах деятельности 34,8%). По состоянию на 2024 г. именно на молодые организации приходится 75,8% стоимости всех нематериальных активов креативных индустрий, при этом большую часть их концентрируют компании-разработчики ПО, чей возраст не превышает трех лет. Вероятнее всего, это связано с созданием отечественного программного обеспечения на фоне ухода зарубежных партнеров. Значительную часть владельцев самых дорогих нематериальных активов составляют крупнейшие цифровые платформы и экосистемы (Яндекс, Сбер, VK, МТС и др.). Кроме того, из числа топ-500 организаций креативных индустрий, показавших наибольший прирост выручки в 2024 г., каждая пятая относится к молодым «цифровизаторам» — разработчикам ПО для различных сфер жизни (целый ряд из них — резиденты «Сколково»).

Четыре класса креативных индустрий

Среди креативных индустрий высокими коэффициентами создания организаций и низкими — ликвидации выделяются самые новые и технологичные — «Анимация», «Видеоигры», «Программное обеспечение», а также «Гастрономия» (рис. 3). В первых двух упомянутых индустриях это обусловлено высокой долей молодых организаций, низкие финансовые показатели которых на начальных стадиях жизненного цикла не являются однозначным сигналом для собственников к закрытию бизнеса. Стремительный рост индустрии «Программного обеспечения» — следствие глобального тренда на цифровизацию всех сфер общественной жизни и комплексной государственной поддержки сектора ИКТ. Положительное влияние на «Гастрономию» оказала налаженная цифровая инфраструктура сервисов по доставке еды и уход многих зарубежных игроков (особенно в сегменте массового спроса).

Высокие показатели как создания, так и ликвидации бизнесов выделяют «Дизайн», «Музыку» и «Арт-индустрию», для которых характерны низкие барьеры входа и высокая конкуренция, что типично для организаций с небольшой стоимостью материальных активов. Отсутствие достаточного физического капитала, формирующего залоговую массу при кредитовании, ограничивает доступ таких компаний к банковскому финансированию; а возникающие в связи с этим длительные кассовые разрывы нередко их приводят к банкротству и ликвидации. Примечательно, что для этих индустрий пока отсутствуют системные институты развития (в отличие от «Видеоигр», «Программного обеспечения», «Кино и сериалов»). Однако в них активно внедряются наиболее современные технологии, в том числе искусственный интеллект. В будущем это сможет увеличить операционную эффективность перечисленных индустрий, снизить коэффициент ликвидации организаций и обеспечить более высокую готовность к господдержке.

Достаточно низкими значениями коэффициентов создания и ликвидации организаций отличаются «Книжное дело», «Архитектура и урбанистика», «Кино и сериалы», «Исполнительские искусства» и «Культурное наследие, отдых, развлечения». Стабильная ситуация в них обусловлена длительными производственными циклами и долгосрочными проектами, значительным государственным участием и высокими барьерами входа (например, большим объемом стартовых инвестиций, как в «Кино и сериалах»).

Наиболее рискованным выглядит положение индустрий с низким коэффициентом создания организаций и высоким — их ликвидации. Таких при анализе оказалось пять: «Мода»; «Ювелирное дело»; «Медиа и СМИ»; «Реклама и пиар»; «Народные художественные промыслы и ремесла». Вероятнее всего, сокращение сети организаций в этих креативных индустриях является следствием изменений в промышленности (уход зарубежных компаний, проблемы импортозамещения, формирование новых хозяйственных связей): из пяти перечисленных по цепочке добавленной стоимости с нею связаны и первые две индустрии (используют промышленную продукцию в качестве сырья и материалов), и следующие две (оказывают услуги предприятиям).

Комментирует

Боос Виктория Олеговна

Виктория Боос

руководитель Лаборатории исследования креативных индустрий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Складывается впечатление, что нынешняя позитивная предпринимательская активность креативных индустрий обусловлена прохождением их через созидательное разрушение. Под ним понимается неизбежный процесс возникновения более эффективных бизнес-моделей взамен утративших свою актуальность. Часть индустрий, наиболее успешно «оседлавших» современные технологические тренды, уже вышли на стадию появления быстро растущих бизнесов, другие, в которых значительное число убыточных компаний уже ушли с рынка и динамика ликвидации организаций стабилизировалась, пока ждут новых звезд.

 


Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным «СПАРК-Интерфакс»1; результаты проекта «Подготовка актуальных статистических и информационно-аналитических материалов по субъектам РФ по ключевым показателям в сфере науки и инноваций, образования, социально-экономического развития на основе различных источников данных».

Материал подготовили Виктория Боос, Анастасия Шарапова, Павел Соломатин, Евгений Куценко, Ирина Сувалова

 


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на автора материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.
Рекомендованное цитирование:
Боос В. О., Шарапова А. С., Соломатин П. П., Куценко Е. С., Сувалова И. А. (2025) Креативные индустрии прирастают бизнесами. Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/1033539119.html.

Предыдущий выпуск серии «Человеческий потенциал»:
«Креативные индустрии в России на подъеме»

 

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ