• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Делаем науку в России: как формируются планы исследований?

Делаем науку в России: как формируются планы исследований?

Использован дизайн storyset/Freepik

Версия для печати

Вузы и научные организации при планировании исследований опираются главным образом на уже имеющиеся научные заделы и повестку государственной политики. Такой вывод, в частности, следует из анализа результатов специализированного опроса, проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в рамках новой волны проекта «Делаем науку в России».

Проект «Делаем науку в России» продолжает предыдущий реализованный ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проект Doing Science (2017 и 2022 гг.). Целью исследований является комплексный анализ состояния и перспектив развития отечественной науки в условиях внешних угроз и ограничений, а также оценка мер научно-технической политики. Респондентами в рамках третьей волны опроса (октябрь—ноябрь 2024 г.) выступили представители 719 университетов и научных организаций (руководители или их заместители по научной деятельности — как лица, формирующие повседневные управленческие практики, которые непосредственно влияют на результативность науки и эффективность государственного регулирования). Анализ практик формирования исследовательской повестки в организациях сферы науки проводился в разрезе типов организаций, областей науки, приоритетных направлений научно-технологического развития.

Результаты научных исследований и возможности их дальнейшего применения в значительной степени зависят от того, какие факторы менеджмент организаций сферы науки учитывает при формировании исследовательских планов (табл. 1).

По частоте ответов респондентов эти факторы можно условно объединить в три группы.

К первой относятся наиболее распространенные критерии определения исследовательских тематик, на которые ориентируется подавляющая часть опрошенных. По результатам опроса, наиболее «популярных» факторов оказалось четыре: имеющийся научный задел и тематический план организации (80%); повестка государственной политики, включая приоритетные направления научно-технологического развития (НТР) и важнейшие наукоемкие технологии1 (71%); тематика госзадания (67%); научные интересы и компетенции сотрудников (60%).

Ко второй группе относятся факторы, которые учитывают примерно треть опрошенных организаций. Это, прежде всего, выявленные потребности бизнеса (41%); мониторинг переднего края мировой повестки (37%); а также задачи обеспечения технологического лидерства и суверенитета (34%). Немного менее трети респондентов учитывают возможный вклад исследовательских тематик в решение значимых для страны социально-экономических проблем (31%).

Третья группа охватывает менее популярные факторы: поиск ответов на глобальные вызовы (15%) и перспективы популяризации результатов исследований среди широкой общественности (9%).

Подходы к формированию тематик исследований различаются в организациях разного типа. Университеты ориентируются преимущественно на государственные приоритеты (82%) и кооперацию с бизнесом (66%). Бюджетные научные учреждения — «лидеры госзадания» (92%) — в большей степени опираются на имеющийся задел (86%), в меньшей — на передовые достижения мировой науки (49%) и пока остаются скорее в стороне от запросов реального сектора, а также тематик, связанных с решением социально-экономических проблем страны (20% и 32% соответственно). Коммерческие научные организации главным образом исходят из собственных тематических планов (72%), потребностей бизнеса (49%) и задач технологического лидерства (44%).

Дисциплинарная дифференциация оказалась чуть более выраженной. Так, тематика госзадания учитывается прежде всего в медицинских, сельскохозяйственных и естественных науках (73%, 71% и 68% соответственно). На государственные приоритеты чаще остальных ориентируются ученые в медицине (89%), они же более интенсивно отслеживают мировые научные достижения (46%), но меньше принимают в расчет потребности бизнеса (32%). Проблемы экономики и общества, ожидаемо, активнее затрагиваются в исследованиях общественных и гуманитарных наук (48% и 42%), а технологического суверенитета — в технических (46%), в частности, в направлениях, связанных с интеллектуальными транспортными и телекоммуникационными системами (55%), информационной безопасностью и высокоэффективной энергетикой (по 50%). Характерно, что организации, не осуществляющие исследования и разработки по приоритетным направлениям НТР, при формировании повестки учитывают в основном имеющийся научный задел и тематический план, практически не принимая во внимание другие факторы.

 


Источники: результаты проекта в соответствии с утвержденным перечнем тем работ научно-методического обеспечения, предусмотренных Государственным заданием Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2025 год.

Материал подготовили Виктория Лапочкина, Михаил Гершман, Станислав Заиченко

 


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.
Рекомендованное цитирование:
Лапочкина В. В., Гершман М. А., Заиченко С. А. (2025) Делаем науку в России: как формируются планы исследований? Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/1051233664.html.

Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Открытость корпоративной науки в российском хайтеке»

 

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ