Инновационная деятельность компаний сектора интеллектуальных услуг: международное сопоставление
Эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ сравнили данные об использовании технологических, маркетинговых и организационных инноваций в работе компаний российского сектора интеллектуальных услуг с сопоставимыми данными таких европейских стран, как Великобритания, Германия, Дания, Мальта, Нидерланды и Швейцария. Результат представлен в новом выпуске информационного бюллетеня серии «Наука, технологии, инновации».
Версия для печати: Инновационная деятельность компаний сектора интеллектуальных услуг: международное сопоставление (.pdf, 453 Кб)
В сфере услуг весьма востребованы профессиональные и специализированные знания1. Это позволяет объединить соответствующие отрасли в сектор интеллектуальных услуг2,3. В свою очередь, компании-производители данного сектора рассматриваются в качестве инноваторов4, а сам сектор, обладая высоким инновационным потенциалом, выступает в роли генератора высокопроизводительных рабочих мест и добавленной стоимости услуг5. На рис. 1 представлен удельный вес компаний, осуществляющих инновационную деятельность (по типам инноваций), в общем числе компаний сектора интеллектуальных услуг в ряде европейских стран6 и России7.
Доля компаний, осуществляющих технологические инновации, в общем числе компаний сектора интеллектуальных услуг колебалась от 34% на Мальте до 51,4% в Германии. Как показывают результаты опроса, в России доля таких компаний составила 39,9%, что сопоставимо с данными по Дании (38,7%) и Великобритании (39,6%).
Удельный вес компаний сектора интеллектуальных услуг, осуществлявших маркетинговые инновации, в России составил около 24%, что несколько выше, чем в Нидерландах и Великобритании (21,8 и 20,8% соответственно). Однако это значительно ниже, чем в Швейцарии (36,4%) или Германии (38,1%).
Наконец, по уровню развития организационных инноваций российский сектор интеллектуальных услуг значительно уступал европейским странам: всего 25,5% российских компаний внедрили подобные инновации, тогда как в Великобритании и Германии доля таких компаний превысила 40%. Лидером среди рассмотренных стран стала Швейцария, где почти половина всех компаний сектора интеллектуальных услуг внедрили организационные инновации.
Как показано в исследовании8, для компаний сектора интеллектуальных услуг препятствиями к осуществлению инновационной деятельности могут служить ограничения финансовые (стоимость и доступность заемных средств), ресурсные (недостаток квалифицированного персонала и технологий) или рыночные (низкая степень конкуренции). В таблице 1 представлены барьеры для развития сектора, отмеченные российскими компаниями-производителями интеллектуальных услуг, не занимающимися инновационной деятельностью.
Таблица 1. Барьеры развития сектора интеллектуальных услуг, выделенные компаниями-производителями, не занимающимися инновационной деятельностью (%)
|
2015 | ||
Недостаток спроса |
27,7 | ||
Низкая осведомленность потребителей |
17,5 | ||
Недостаток компетенций у потребителей |
15,3 | ||
Отсутствие квалифицированных кадров |
15,3 | ||
Отсутствие развитой инфраструктуры, в том числе технической оснащенности для потребления услуг |
13,1 | ||
Сдерживающая региональная политика, в том числе отсутствие поддержки региональных властей |
10,2 | ||
Неготовность потребителей к сопроизводству |
7,3 | ||
Недостаток предложения |
5,8 |
Основные преграды, чаще всего отмеченные компаниями-производителями интеллектуальных услуг, не занимающимися инновационной деятельностью, заключаются в недостатке спроса (27,7%), низкой осведомленности потребителей (17,5%) и недостатке компетенций у потребителя (15,3%). Такой результат лишний раз подчеркивает значимость и роль клиента для сектора интеллектуальных услуг. Другой спектр проблем связан с отсутствием человеческих ресурсов для ведения инновационной деятельности (15,3%) или отсутствием развитой инфраструктуры (13,1%). Ряд компаний сталкиваются с отсутствием поддержки со стороны региональных властей или сдерживающей региональной политикой (10,2%). Наконец, в качестве барьеров отмечаются также неготовность потребителей к сопроизводству услуг (7,3%), недостаток предложения (5,8%).
Таким образом, российские компании-производители сектора интеллектуальных услуг характеризуются сопоставимой с рядом европейских стран долей фирм, занимающихся технологическими и маркетинговыми инновациями. Однако по доле компаний, внедряющих организационные инновации, российский сектор интеллектуальных услуг заметно отстает от европейских стран. В числе основных барьеров развития сектора компании, не занимающиеся инновационной деятельностью, чаще всего отмечают особенности клиентской базы (низкий спрос и неосведомленность потребителей об услугах, недостаток компетенций для потребления услуг), а также недостаток квалифицированной рабочей силы.
При подготовке бюллетеня использовались данные мониторинговых исследований состояния и динамики сектора интеллектуальных услуг ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и результаты проекта «Разработка теоретических и методологических подходов к исследованию активности субъектов инновационного процесса» Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Николай Чичканов, Вероника Белоусова
1 Doroshenko M., Miles I., Vinogradov D. (2014) Knowledge Intensive Business Services: The Russian Experience // Foresight-Russia, Vol. 8, Iss. 4, pp. 24-38.
2 В соответствии со статистической классификацией видов экономической деятельности Европейского экономического сообщества (КДЕС ред.2) к сектору интеллектуальных услуг традиционно относят следующие виды деятельности: J62 (разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги), J63 (деятельность информационных служб), M69 (деятельность в области права и бухгалтерского учета), M70 (деятельность головных компаний и консультирование по вопросам управления), M71 (деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа), M72 (научные исследования и разработки), M73 (рекламная деятельность и исследование конъюнктуры рынка)9. Кроме того, заметная доля высококвалифицированных сотрудников в общей численности сотрудников финансовых организаций позволяет последним, определяемым как K64 (финансовые услуги за исключением страховых и пенсионных фондов), также представлять сектор интеллектуальных услуг.
3 Miles I. (2005) Knowledge intensive business services: prospects and policies // Foresight, Vol. 7, Iss. 6, pp. 39-63.
4Muller E., Doloreux D. (2009) What we should know about knowledge-intensive business services// Technology in Society, Vol. 31, pp. 64–72.
5 Березин И. С., Дорошенко М. Е. (2015) Количественные и качественные изменения на рынке интеллектуальных услуг в России 2005-2013 гг. // Маркетинг в России. 2015 / Под научной редакцией И.С. Березина, М. с. 85-128.
6 По европейским странам представлены данные по итогам Европейского обследования инноваций (CIS-2014).
7 Данные по России были получены ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в 2015 г. в ходе опроса 526 компаний (за исключением отрасли научных исследований и разработок) в рамках мониторингового исследования состояния и динамики сектора интеллектуальных услуг, который был проведен в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Краснодар, Екатеринбург, Казань, Уфа, Красноярск, Самара, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Пермь, Челябинск, Новосибирск.
8 Amara N., D’Este P., Landry R., Doloreux D. (2016) Impacts of obstacles on innovation patterns in KIBS firms // Journal of Business Research, Vol. 69, Iss.10, pp. 4056-4073.
9 Schnabl E., Zenker A. (2013) Statistical Classification of Knowledge-Intensive Business Services (KIBS) with NACE Rev. 2 // evoREG Research Note no 25, Fraunhofer Institute for Systems and Innovation Research, Karlsruhe, 11 p.
Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав. |
Предыдущий выпуск: «Электронная торговля в России»