Электронная торговля в России
В новом информационном бюллетене ИСИЭЗ НИУ ВШЭ серии «Наука, технологии, инновации» представлены данные об использовании возможностей электронной торговли российскими гражданами и организациями. Почти каждый четвертый россиянин (23%) в 2016 году заказывал товары и услуги через интернет. 12% организаций предпринимательского сектора в 2015 году пользовались сетью для продаж, а 17% делали электронные закупки.
Версия для печати: Электронная торговля в России (.pdf)
Еще 20 лет назад мало кто представлял, что возможно совершать покупки, не выходя из дома. Однако благодаря развитию сетевых технологий в нашу жизнь вошли совершенно новые практики, в частности электронная торговля.
Электронная торговля — это размещение заказов (обязательств приобрести товары или услуги) в глобальных информационных сетях, причем платежи и доставка необязательно должны осуществляться по информационным сетям. Для электронной торговли могут быть использованы веб-сайты либо системы автоматического обмена данными между организациями, органами государственной власти и местного самоуправления, населением. Обмен обычными сообщениями электронной почты, а также заказы, полученные по телефону либо факсу, в статистической оценке электронной торговли не учитываются1.
Технологии электронной торговли востребованы как населением, так и в организациях.
Онлайн-покупки населением
В период 2014—2016 годов доля пользователей электронной торговли среди населения России в возрасте 15—72 лет выросла на 5 процентных пунктов и достигла 23%. Среди пользователей интернета — 30% заказывают товары и услуги (рис. 1).
Особенно активно через интернет приобретают товары, относящиеся к категориям «Одежда, обувь, спорттовары» (востребованы у 48% онлайн-покупателей), «Предметы домашнего обихода» (26%), «Электронное оборудование» (14%). Наименьшую популярность получила покупка через сеть важных товаров для жизнеобеспечения: продуктов питания (9%) и медицинских товаров (10%).
В сфере услуг лидируют финансовые: доля их пользователей увеличилась с 2014 года на 10 процентных пунктов (максимальный рост среди категорий товаров и услуг, приобретаемых через интернет) — до 29%. Кроме того, население активно пользуется интернетом для организации путешествий, покупки билетов на развлекательные мероприятия, а также телекоммуникационными услугами (по 18%) (рис. 2).
Что касается способов оплаты онлайн-покупок, набирает популярность безналичный расчет — за последние три года доля населения, оплатившего интернет-заказы с помощью банковской карты, выросла в 1,5 раза (с 47 до 68% от численности пользователей электронной торговли). Немногим более трети (37% респондентов), совершивших онлайн-покупки, отдают предпочтение наличному расчету.
Наиболее значимым фактором, сдерживающим распространение электронных покупок среди населения, оказалось предпочтение личных покупок: на него указали более половины (54%) населения, которые заказывали только офлайн (без применения сетевых технологий). Не испытывают потребности использовать новый способ торговли либо интереса к нему 37% потенциальных покупателей, а у 19% полностью отсутствует доверие к подобного рода операциям (рис. 3).
В России востребованность онлайн-покупок среди населения в два с лишним разаниже, чем в странах Европейского союза (23 и 55% соответственно), а разрыв с лидерами — Великобританией и Данией — более трех раз (рис. 4). Низкие значения рассматриваемого показателя наблюдаются в Болгарии (17%) и Румынии (12%).
Опыт зарубежных стран позволяет надеяться на то, что по мере повышения у населения доверия к интернет-торговле она станет полноправной формой коммерции.
Онлайн-взаимодействие организаций с продавцами и покупателями
Организации предпринимательского сектора активно используют интернет во взаимодействии с продавцами и покупателями, в частности для получения информации о товарах, работах, услугах (более 60%) и их оплаты (41%). В 2015 году 12% организаций сектора осуществляли электронные продажи, 17% — электронные закупки через веб-сайт, экстранет, EDI-системы. Наиболее активно участвуют в электронной торговле организации таких видов экономической деятельности, как связь; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; оптовая и розничная торговля; обрабатывающие производства; гостиницы и рестораны (рис. 5).
Российские показатели использования электронной торговли в рассматриваемом секторе на 5—7 процентных пунктов ниже средних значений по странам ЕС, где 17% организаций практикуют онлайн-продажи, 24% — онлайн-закупки.
Приведенные данные демонстрируют, что возможности онлайн-торговли используются российскими организациями предпринимательского сектора не так активно, как в странах ЕС. Дальнейшему развитию этой практики в России будет способствовать создание соответствующей правовой базы и разработка экономических стимулов.
При подготовке бюллетеня использовались данные федеральных статистических наблюдений по формам № 1-ИТ «Анкета выборочного обследования населения по вопросам использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей», № 3-информ «Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказании услуг в этих сферах»; база данных Евростата.
Расчеты выполнены ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в рамках проекта «Разработка теоретических и методических подходов к исследованию активности субъектов инновационного процесса» Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Гульнара Абдрахманова, Марина Кевеш.
1 — Гохберг Л. М. (ред.) (2012) Экономика знаний в терминах статистики: наука, технологии, инновации, образование, информационное общество: словарь. М.: Экономика.
Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав. |
Предыдущий выпуск: «Биотехнологии: потребность организаций в научных кадрах и компетенциях»