• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Цифровая активность предприятий обрабатывающей промышленности в 2018 году

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ продолжает изучать тенденции цифровизации бизнеса и представляет результаты конъюнктурного обследования, которые отражают уровень распространения цифровых технологий на крупных и средних предприятиях обрабатывающей промышленности в 2018 году. Опрос проводился среди руководителей более 1200 предприятий из 30 субъектов Российской Федерации.

Версия для печати

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет основные результаты конъюнктурного обследования, посвященного уровню распространения цифровых технологий на крупных и средних предприятиях обрабатывающей промышленности (цифровой активности) в 2018 г.

Уровень цифровой активности и стратегические инициативы предприятий обрабатывающей промышленности

В 2018 г. более 40% руководителей предприятий охарактеризовали сложившийся уровень цифровой активности производств как очень высокий и/или высокий; противоположное мнение выразили 35% (рис. 1).

Утвержденную стратегию в области цифровых технологий как отдельный документ имели лишь 10% предприятий обрабатывающей промышленности. Более чем у трети (37%) компаний цифровая стратегия находилась в процессе разработки и/или обсуждения.

В целом доля промышленных предприятий, в которых процесс цифровой трансформации происходил в рамках стратегического планирования, составила 47%; об отсутствии необходимости в отдельной стратегии сообщили руководители 37% предприятий (рис. 2).

Практически у четверти предприятий обрабатывающей промышленности (24%) основные цифровые технологии, находившиеся в разработке, были направлены на сквозную автоматизацию производственных и управленческих процессов и их интеграцию в единую информационную систему (рис. 3).

Ожидаемые результаты цифровой трансформации предприятий

В качестве главных ожидаемых результатов от внедрения цифровых проектов руководители предприятий назвали повышение производительности труда (52% респондентов), сокращение издержек (44%), повышение уровня работы с клиентами (40%), рост конкурентоспособности (30%).

Несколько меньшая доля участников опроса выразила надежду на то, что реализуемые ими инвестиционные инициативы в области цифровизации и интеграции станут источником существенного дополнительного увеличения прибыли (28%) и расширения клиентской базы (26%) (рис. 4).

Факторы, лимитирующие рост цифровой активности предприятий

По мнению 60% руководителей предприятий, главным препятствием для цифровизации является недостаток финансовых ресурсов. В частности, отмечалась слабая инвестиционная активность: почти 60% респондентов оценили сложившийся уровень инвестиций в цифровые технологии как низкий. К серьезным ограничениям практически каждое третье предприятие отнесло низкую готовность (адаптивность) обрабатывающих производств к цифровой трансформации. Среди наиболее часто упоминаемых барьеров на пути цифровизации российской промышленности — отсутствие благоприятных и стабильных экономических условий в стране: этот фактор назвали 27% опрошенных.

Практически в 20% случаев ход цифровизации замедлялся из-за недостаточного опыта внедрения технологий и нехватки компетенций в сфере ИКТ. Немногим менее половины (45%) руководителей предприятий оценили уровень квалификации занятых специалистов в области цифровых технологий как «ниже нормального»: знаний и навыков штатного персонала хватало только для поддержки офисного программного обеспечения и ИКТ-инфраструктуры, обеспечения безопасности и защиты данных. Внештатные специалисты чаще всего привлекались для принятия сложных решений, связанных с поддержкой систем по работе с FRP, CRM, HR и базами данных, созданием корпоративных веб-порталов.

Источники: 

НИУ ВШЭ (2018) Деловые тенденции и цифровая активность предприятий обрабатывающей промышленности. М.: НИУ ВШЭ. 

Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата в рамках проектов «Конъюнктурный мониторинг делового климата, экономических настроений и цифровой активности в экономике России» и «Подготовка методических и информационно-аналитических материалов по индикаторам цифровой экономики» тематического плана научно-исследовательских работ НИУ ВШЭ.

Материал подготовила Инна Лола


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на автора материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск: «Индекс цифровизации бизнеса»

Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»