Обучение в течение всей жизни: как российские ученые получают дополнительное образование
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет сведения о вовлеченности обладателей ученой степени в процесс непрерывного образования (по результатам опроса более 2 тысяч российских кандидатов и докторов наук в рамках проекта НИУ ВШЭ «Мониторинг научных кадров высшей квалификации»).
Концепция «обучения в течение всей жизни» (life-long learning) получает все более широкое распространение на современном рынке труда. Необходимость постоянного обновления компетенций актуальна и для ученых и инженеров, от которых во многом зависят перспективы инновационного развития страны. В рамках мониторинга научных кадров высшей квалификации ИСИЭЗ НИУ ВШЭ провёл опрос более 2 тысяч российских кандидатов и докторов наук, чтобы оценить, насколько они вовлечены в процесс непрерывного образования.
Масштабы участия в дополнительном образовании
Дополнительное образование за последние три года получали две трети российских обладателей ученой степени (67,2%). Эта доля значительно варьирует в зависимости от области науки и места работы ученых (рис. 1). При этом уровень должности не влияет на активность повышения квалификации — среди руководителей организаций и подразделений доля участвующих в дополнительном образовании такая же, как и у рядовых специалистов.
Сотрудники НИИ повышают квалификацию реже по сравнению с коллегами из вузов, организаций промышленности и сферы услуг. Менее 40% исследователей в НИИ за последние три года получали какое-либо дополнительное образование; среди сотрудников вузов эта доля более чем вдвое выше (81,7%).
Высокая активность в повышении квалификации наиболее характерна для представителей общественных, гуманитарных и медицинских наук (доля получавших дополнительное образование за последние три года — 84,1%, 78,8% и 76,7% соответственно). В области естественных наук и математики этот показатель заметно ниже (49,7%).
Несмотря на установку «life-long learning», возраст обладателя ученой степени во многом определяет то, насколько активно ученый участвует в тех или иных формах повышения квалификации. По результатам опроса, дополнительное образование получали три четверти ученых в возрасте до 29 лет и в средней возрастной группе (75,0 и 75,3% соответственно), в то время как среди их коллег в когорте 50–70 лет – только чуть более половины (57,3%).
Формы повышения квалификации
Основной формой повышения квалификации для ученых, получавших за последние три года дополнительное образование, являются курсы, тренинги и семинары по их основной специальности: их посещали 42,2% исследователей (рис. 2). В круг популярных форматов входят также компьютерные курсы (в том числе для изучения отдельных программных продуктов) и курсы иностранного языка (18,9 и 12,9% соответственно). Это позволяет «успевать» за темпами технологических преобразований и участвовать в международной научной кооперации.
Для ученых из НИИ курсы иностранного языка — вторая по популярности форма участия в дополнительном образовании, в то время как среди сотрудников вузов значительно более востребованы компьютерные курсы.
Участие в дополнительном образовании подразумевает приобретение, в том числе, междисциплинарных знаний и навыков. Каждый шестой (17,7%) обладатель ученой степени посещал курсы, тренинги и семинары по смежной специальности.
Среди российских ученых дополнительное образование редко направлено на получение таких «навыков XXI века», как организационно-управленческие компетенции. Формат стажировки на зарубежных предприятиях и в ведущих технологических центрах, а также курсы, тренинги и семинары в области бизнес-образования (менеджмент, управление проектами и т.п.) являются достаточно редкими формами повышения квалификации ученых. Исключение составляют обладатели ученой степени, занятые в организациях промышленности и сферы услуг, — для них получение бизнес-образования замыкает топ-3 самых востребованных форм повышения квалификации.
Возрастные предпочтения в формах повышения квалификации
Курсы, тренинги, семинары по имеющейся специальности являются наиболее востребованной формой участия в дополнительном образовании для всех возрастных групп. В отношении других форм повышения квалификации (в первую очередь, изучения иностранных языков и повышения цифровых навыков) существуют возрастные различия (табл. 1). Для самых молодых ученых (до 29 лет) курсы иностранного языка являются второй по популярности формой участия в дополнительном образовании, в то время как для ученых 50–70 лет такие курсы замыкают топ-5. При обучении на компьютерных курсах ситуация противоположная: они преимущественно востребованы среди ученых старших возрастов.
Таблица 1. Топ-5 форм повышения квалификации для ученых различных возрастов
До 29 лет включительно |
30–49 лет |
50–70 лет |
1. Курсы, тренинги, семинары по имеющейся специальности |
1. Курсы, тренинги, семинары по имеющейся специальности |
1. Курсы, тренинги, семинары по имеющейся специальности |
2. Курсы иностранного языка |
2. Курсы тренинги, семинары по смежной специальности |
2. Компьютерные курсы, изучение отдельных программных продуктов |
3. Курсы тренинги, семинары по смежной специальности |
3. Компьютерные курсы, изучение отдельных программных продуктов |
3. Курсы тренинги, семинары по смежной специальности |
4. Стажировка в ведущих зарубежных научных организациях, технологических центрах, вузах |
4. Курсы иностранного языка |
4. Стажировка в ведущих российских научных организациях, технологических центрах, вузах |
5. Компьютерные курсы, изучение отдельных программных продуктов |
5. Стажировка в ведущих российских научных организациях, технологических центрах, вузах |
5. Курсы иностранного языка |
Таким образом, установка на «обучение в течение всей жизни» в настоящий момент присутствует не у всех российских ученых: треть из них (32,8%) за последние три года не получали дополнительного образования. Однако те, кто повышает квалификацию, стремятся не только улучшать имеющиеся профессиональные знания и навыки, но и получать новые меж- и надпрофессиональные компетенции, в первую очередь, цифровые и языковые. Ученые старших возрастов (50–70 лет) стремятся адаптироваться к процессу цифровизации за счет обучения на компьютерных курсах. Молодые ученые сильнее ориентированы на участие в международной научной кооперации, для чего стремятся улучшить свои знания иностранных языков. Формы дополнительного образования, направленные на получение управленческих навыков, а также формат стажировок в настоящий момент не получили широкого распространения.
Источники:
Результаты специализированного обследования, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в рамках проекта «Мониторинг поведения субъектов инновационного процесса: инновационная активность компаний сектора интеллектуальных услуг; паттерны инновационной деятельности высококвалифицированных кадров, занятых исследованиями и разработками» тематического плана научно-исследовательских работ НИУ ВШЭ.
Материал подготовила Галина Волкова
Предыдущий выпуск: «Патентная активность российских заявителей за рубежом»
Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»