Коммуникативный рецепт для российской медицины
Клиники, университеты, производители фармацевтики и медтехники не могут в одиночку отвечать на большие вызовы в сфере здравоохранения и объединяют усилия.
В создании новых лекарств и медицинских технологий, совершенствовании процессов лечения становится критичным фактор сотрудничества. Эффективным способом его налаживания и поддержания взаимодействия между клиниками, производственными, научно-исследовательскими и образовательными организациями в области медицины, органами власти и институтами развития выступают кластеры. Эксперты Высшей школы экономики и Фонда Международного медицинского кластера обобщили мировой опыт применения этого формата и предложили ориентиры по его развитию в России. Презентация их совместного доклада «Биомедицинские кластеры в мире: факторы успеха и истории лучших» прошла 3 апреля в НИУ ВШЭ при большом внимании экспертного сообщества, проявившего в ходе обсуждения явный запрос на оптимизацию коммуникаций в сфере здравоохранения.
Посмотреть полный текст доклада «Биомедицинские кластеры в мире: факторы успеха и истории лучших», видеозапись его презентации и фотографии участников.
Вопросы кластерной политики в Высшей школе экономики изучают более 10 лет. Представляя ключевые проекты в этой области, первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Леонид Гохберг привел данные «Карты кластеров России». В эту интерактивную базу данных, поддерживаемую Российской кластерной обсерваторией ИСИЭЗ, включены профили уже более 20 кластеров, относящихся к медицине, фармацевтике и связанным с ними видам деятельности. Один из самых масштабных — Международный медицинский кластер (ММК) — создается в Москве на базе Инновационного центра «Сколково».
После углеводородов наступает эра биомедицины
«Нам часто задают вопрос: “Зачем вы все это строите?” Надеюсь, что через 10 лет этот вопрос не возникнет, — сказал генеральный директор Фонда ММК Михаил Югай. — Время углеводородной экономики закончилось, и все, что будет происходить с нами дальше, в значительной мере будет базироваться на биотехнологиях и биомедицине». Эта сфера развивается вне границ, и одной из главных задач ММК ставит поднять российскую клиническую практику, медобразование и науку на глобальный уровень. Команда кластера намерена двигаться к этой цели ускоренными темпами, не повторяя чужих ошибок.
Глобальная система координат биомедицинских кластеров
Для поиска оптимального маршрута ММК вместе с НИУ ВШЭ провели бенчмаркинг лучших мировых практик. Используя базы данных TCI Network, Европейской платформы кластерного сотрудничества и Европейской кластерной обсерватории, авторы исследования отобрали 40 кластеров из 22 стран — лидеров по медицинскому туризму либо уровню развития здравоохранения, систематизировали их подходы, определили общие факторы успеха, затем сопоставили их с деятельностью Международного медицинского кластера. Работа включала кабинетные исследования, анализ кейсов и проведение интервью с руководителями зарубежных кластеров. Результаты представил директор центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко.
Объединение в кластер разных игроков, решающих свои функциональные задачи, приводит к множественным положительным эффектам. Пациенты получают новый уровень и более высокое качество сервиса через интеграцию медицинских, страховых, туристических и финансовых услуг, бизнес — новые стартапы. Исследовательские организации благодаря международному рекрутингу научных кадров, использованию общей инфраструктуры, клинических баз данных и передового оборудования повышают качество результатов и ускоряют их внедрение в конечные продукты. Вся система здравоохранения выигрывает вследствие комплексной оптимизации услуг, появления новых продуктов, повышения стандартов сервисов и уровня квалификации кадров.
Фаина Филина, директор по коммуникациям Фонда ММК, отметила, что кластер активно развивает взаимодействие между участниками: в нем проводятся мероприятия, форсайт-сессии, дискуссионные клубы, на которых медицинское сообщество обсуждает актуальные для индустрии темы. В дальнейшем планируется создать информационный портал об инновациях в медицине, а также обучать граждан основам пациентской грамотности. Кластер получает поддержку со стороны как региональных, так и национальных властей: правительство Москвы софинансирует строительство пилотных объектов, его представители входят в состав наблюдательного совета кластера — высшего органа управления, который возглавляет мэр столицы. На федеральном уровне принят закон, который предусматривает особый статус кластера, а именно — возможность привлекать ведущие мировые клиники и врачей, оказывать медицинские услуги по стандартам ОЭСР с применением новейших лекарств и медицинских изделий. Кроме того, одна из задач ММК — обеспечить взаимосвязь трех базовых элементов: медицинских услуг, образования и научных исследований, а именно трансфер научных достижений в клиническую практику и подготовку врачей по новым специальностям. «В ходе исследования мы поняли, что ММК находится в тренде лучших мировых практик и отражает все основные факторы успеха глобальных биомедицинских кластеров. Мы видим наш вклад в том, чтобы привлекать ведущие мировые клиники, предлагать международные карьерные и учебные возможности для российских врачей, тем самым удерживая их в отечественном здравоохранении. Роль ММК – в том, чтобы на базе накопленного в стране опыта и знаний ускорить переход к медицине будущего», — подытожила Фаина Филина.
7 секретов лучших медицинских кластеров
В докладе описаны три типа кластеров (в зависимости от того, что является опорой их развития: высокотехнологичная медицина, биомедицинские исследования или международный медицинский туризм) и четыре целевых модели, вокруг которых строится кооперация участников (координация деятельности региональных игроков; создание условий для передачи технологий от науки бизнесу; объединение партнеров в глобальную сеть; развитие общих сервисов).
При всем многообразии практик биомедицинских кластеров, в их кейсах прослеживаются как общие закономерности, так и своя уникальная траектория движения к успеху. Авторы исследования выделили такие факторы успеха:
Коммуникация для кластера важна, как воздух. Сотрудничество складывается по-разному: одни кластеры верят в «цифру» и предлагают участникам всевозможные платформенные решения для развития кооперации; другие убеждены, что нет ничего важнее личных контактов.
Междисциплинарность: биомедицинские кластеры включают организации здравоохранения, фармацевтики, производителей медтехники, предпринимателей, сообщества врачей, пациентов, которые совместно создают востребованные высокотехнологичные продукты и услуги.
Партнерство в управлении. Некоторые кластеры могут сближать регионы: например, расположенный в Германии кластер HealthCapital объединяет Берлин и Бранденбург и находится под управлением двух менеджеров.
Поддержка региональных властей. Кластер создается на десятилетия, поэтому регион должен определиться, нужны ему кластеры или нет. На ранних этапах региональное софинансирование кластеров составляет до 90%.
Признание на национальном уровне. Для кластера важна поддержка и со стороны центральной власти, поскольку регулирование в сфере здравоохранения происходит на высшем уровне государственного управления.
Вовлечение врачей и пациентов. Изначально кластеры были мостом между наукой и бизнесом, затем стали в разных формах подключать население, в частности, поддерживать развитие пользовательских инноваций, создавать живые лаборатории.
Комплексная поддержка инфраструктуры. Например, мост между Данией и Швецией во многом помог в формировании кластера Medicon Valley Alliance. С другой стороны, если бы не было кластера, то траффик по этому мосту был бы менее оживленный.
Обратная связь от героев книги
Представители трех зарубежных кластеров, чей успешный опыт описан в докладе, подключились к его обсуждению по скайпу.
Петтер Хартман, генеральный директор Medicon Valley Alliance (Дания – Швеция), назвал исследование ценным для своей команды с точки зрения системного описания ключевых аспектов развития кластеров, к которым менеджерам следует периодически возвращаться. В будущем перед кластером стоит задача сбалансировать конкуренцию и сотрудничество. «Нам удалось выстроить взаимодействие между компаниями, научными центрами и университетами в регионах базирования Medicon Valley, теперь задача убедить центральные правительства на уровне Стокгольма и Копенгагена, что взаимодействие датских и шведских участников не угроза национальным интересам обеих стран, а возможность усилить единый Эрессунский трансграничный регион», — сказал эксперт.
Менеджер по стратегическому развитию и коммуникациям французского кластера Eurasanté, Каролин Симо-Обержер оценила исследование под углом расширения пула потенциальных партнеров и возможности сравнить себя с биомедицинскими кластерами других стран. Она также поделилась планами по развитию кооперации в кластере: «Последние несколько лет мы расширяем фокус активности от поддержки инноваций в здравоохранении, создаваемых на стыке “академия — производство”, к вовлечению их конечных потребителей — врачей и пациентов. Помогаем среднему медицинскому персоналу воплотить идеи по совершенствованию клинических процессов в формате конкурсов инновационных идей. А пациентов привлекаем к оценке инновационных разработок бизнеса; именно эти люди знают, что действительно может сделать жизнь в больницах лучше».
Результатами исследования был впечатлен и Кай Уве Биндзайль, менеджер кластера HealthCapital. «Мера успеха нашего кластера — совместные проекты участников, — подчеркнул спикер из Германии. — Сейчас мы сконцентрировали усилия на образовательной составляющей и поддерживаем проекты, которые направлены на внутрикорпоративную подготовку специалистов, уже имеющих базовое образование в области медицинских технологий. Это ответ на проблему современности: из-за снижения численности населения мы испытываем дефицит молодых кадров. Поэтому инвестируем в образование зрелых специалистов, приводим уровень их подготовки в соответствие с современным уровнем развития технологий».
Запрос на эффективные коммуникации
Директор НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Сергей Петриков считает, что проект по созданию ММК, «рождает конкуренцию в среде, которая к конкуренции не сильно привыкла». В частности, кластер может привнести новые образовательные практики, способствовать повышению уровня сервисов путем внедрения лучших мировых стандартов, в том числе в коммуникациях. Именно коммуникативный аспект изменить очень сложно: «Мы проигрываем зарубежным коллегам по уровню клиентоориентированности, сервису, внутригоспитальной логистике. Пациенты в России крепкие, но даже они не всегда выдерживают подобную коммуникацию», — считает Сергей Петриков. В Институте им. Склифосовского разработана программа переучивания персонала по обращению с пациентами.
Анатолий Сотников, генеральный директор ОАО «Агентство инновационного развития — Центр кластерного развития Калужской области», отметил в исследовании «новые смыслы», которые могут вылиться в новые направления работы Калужского фармкластера — одного из первых в России. Он поделился планами межотраслевой коллаборации в рамках развития ядерной медицины на базе Обнинска, подтвердив на примере своего региона тезис о том, что медицина выступает важнейшим драйвером экономического роста.
Проректор по стратегическому развитию Медицинского университета им. Пирогова Сергей Румянцев поддерживает идею кластера: «Сделать одно учреждение, обладающее всеми топ-компетенциями, нельзя, поэтому их следует грамотно распределять и кооперироваться». Директор Института трансляционной медицины и биотехнологии, заведующий кафедрой фармакологии Сеченовского университета Вадим Тарасов предложил команде ММК создать технологическую карту компетенций, систематизировав опыт разных организаций в сфере здравоохранения столичного региона, заняться развитием и тестированием передовых регуляторных решений на базе кластера, помогать участникам создавать продукцию, соответствующую требованиям системы ОМС и госзакупок.
Кластер может стать своеобразной «витриной продукции» для иностранных специалистов, которые приезжают на работу или стажировку в Сколково, полагает Дмитрий Колобов, директор Департамента развития промышленности социально значимых товаров Минпрома России. Также он считает крайне важной задачей кластера вовлекать потребителя в тестирование инновационной продукции и получать от них обратную связь. Дмитрий привел в пример Стратегию развития реабилитационной промышленности, которая прямо предписывает привлечение потребителей к созданию средств реабилитации. Только в России в них нуждаются около 60 млн людей с инвалидностью, пациентов после операции и лиц пожилого возраста.
Формат биомединского кластера и опыт ММК необходимо тиражировать на другие регионы, в частности на Дальний Восток, Северный Кавказ, ХМАО, считает Екатерина Какорина, профессор Сеченовского университета, научный директор Фонда развития персонифицированной медицины.
Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович предложила командам кластера эффективнее продвигать имидж локации и четко осознавать ценности: «Что несет кластер, в том числе местному сообществу?» Также, по ее словам, кластер должен встроиться в нацпроекты, вне этих рамок будет сложно его развивать.
Модератор обсуждения первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонид Гохберг видит в кластере «площадку сборки передовых достижений российской науки, промышленности, образования». Как их находить — тема отдельных дискуссий.
Кластерная повестка будет в фокусе обсуждения на сессии «Перспективы формирования "территории инноваций" и стимулирование научно-технических прорывов в ЕАЭС», которая состоится 12 апреля в рамках Апрельской конференции НИУ ВШЭ, а также экспертной сессии «Инновационный кластер Москвы: приоритетные направления научно-технологического развития», которая пройдет 24 апреля.