• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Цифровизация бизнеса в России и за рубежом

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет агрегированную оценку уровня распространения цифровых технологий в предпринимательском секторе в 2018 г. — индекс цифровизации бизнеса (далее — Индекс). Он рассчитан на основе показателей, характеризующих востребованность широкополосного интернета, облачных сервисов, RFID-технологий, ERP-систем, включенность в электронную торговлю.

Версия для печати

Как и в прошлом году, лидирующую позицию среди рассматриваемых стран1 занимает Финляндия со значением Индекса на уровне 50 пунктов (рис. 1). Далее следуют Бельгия (49), Нидерланды (48) и Дания (47). Россия (31 пункт) находится в одном ряду с Грецией и Польшей, опережая Болгарию, Венгрию, Турцию и Румынию.

Существенные различия между странами наблюдаются в приоритетах внедрения ИКТ. Лидер Индекса — Финляндия — имеет 100-процентный охват организаций широкополосным интернетом, самые высокие показатели использования облачных сервисов (65%). При этом электронные продажи осуществляют менее четверти организаций страны. Республика Корея, отставая от лидера по значению Индекса более чем на 15%, демонстрирует максимальный показатель использования RFID-технологий (применяют 42% организаций) и низкий уровень востребованности облачных сервисов (рис. 2).

У России среди показателей Индекса наиболее выгодные позиции по уровню использования облачных сервисов — опережает 19 стран из 31, низкие (одно из минимальных значений по рассматриваемым странам) — по востребованности RFID-технологий.

Совокупный уровень цифровизации определяет интенсивность использования ИКТ в основных отраслях экономики. Как в странах Евросоюза, так и в России в тройку лидеров по значению Индекса входят отрасль информации и связи и торговля. Кроме того, в Евросоюзе к этой группе относится гостиничный бизнес, в России — обрабатывающая промышленность.

Отраслевые уровни Индекса по странам Евросоюза и России наиболее близки (отличаются на 2–5 пунктов) по торговле, обрабатывающей промышленности и строительству. Максимальные отраслевые различия (с отставанием России на 14–18 пунктов) — по отрасли информации и связи, гостиничному бизнесу и операциям с недвижимым имуществом (рис. 3).

Среди российских отраслей экономики самый высокий уровень показателя и низкая дифференциация по доступности широкополосного интернета — стартового условия цифровизации. Различия максимального и минимального значений находятся в пределах 20%. Их формируют соответственно торговля и гостиницы. Существенно (в 4–5 раз) различается востребованность в отраслях RFID-технологий, ERP-систем, электронных продаж (рис. 4).

По динамике распространения лидируют облачные сервисы — по сравнению с 2017 г. доля организаций, использующих услуги онлайн-доступа к информационным ресурсам, выросла в предпринимательском секторе почти на 20%, в том числе в гостиничном бизнесе и деятельности, связанной с операциями с недвижимым имуществом — более чем на треть.

Источники: Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата, Евростата, ОЭСР; результаты проекта «Подготовка методических и информационно-аналитических материалов по индикаторам цифровой экономики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

Материал подготовили Гульнара Абдрахманова, Галина Ковалева


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск: «Научные кадры: тенденция снижения сохраняется»

Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»

1)