Уровень владения цифровыми навыками в России и странах ЕС
Сложившаяся в I полугодии 2020 года ситуация — режим самоизоляции и вынужденный для большого числа организаций перевод сотрудников на удаленную работу — повысила значимость цифрового взаимодействия населения, бизнеса, органов власти. Включение в цифровую среду подразумевает не только наличие физической инфраструктуры, но и навыков ее использования. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет оценки уровня владения цифровыми навыками в России и зарубежных странах, рассчитанные в соответствии с методологией Евростата.
Бизнес оперативно отреагировал на необходимость соблюдения мер социальной изоляции: многим офисным сотрудникам предоставлена возможность работать из дома. Органы власти и местного самоуправления тоже активно встраиваются в цифровую среду — многие государственные и муниципальные услуги предоставляются в электронном виде. С помощью специализированных сайтов или мобильных приложений можно приобрести практически любые товары, пройти обучение, интересно провести свободное время (посетить онлайн кинотеатр, музей, библиотеку, пообщаться с друзьями и знакомыми в социальных сетях или мессенджерах и т. д.). На фоне разнообразия действий, необходимых для полного и безбарьерного включения в цифровую среду, возникает потребность в интегральном измерении уровня владения цифровыми навыками населения.
По оценкам НИУ ВШЭ, в России уровень владения цифровыми навыками заметно ниже по сравнению с показателями большинства европейских стран (рис. 1).
Методологические комментарии:
- Расчет производится в отношении лиц, которые пользовались интернетом в последние три месяца.
- Для расчета используется информация о 22 видах действий, выполняемых при работе на компьютере или в интернете.
- Эти действия образуют четыре группы навыков: информационные, коммуникационные, навыки решения проблем и навыки работы с программным обеспечением.
- Расчет производится в два этапа: на первом оценивается уровень владения навыками в каждой группе, на втором — формируется интегральная оценка.
- Уровень владения навыками из отдельной группы оценивается по трехбалльной шкале:
«выше базового» — наличие более одного навыка / наличие навыка продвинутого уровня;
«базовый» — наличие только одного навыка / наличие навыка начального уровня;
«навыки отсутствуют» — отсутствие каких-либо навыков из данной группы. - Интегральная оценка формируется исходя из следующей шкалы:
«выше базового уровня» — наличие навыков во всех группах на уровне «выше базового»;
«базовый уровень» — наличие навыков во всех группах при условии, что хотя бы в одной группе уровень владения навыком — «базовый»;
«низкий уровень» — отсутствие навыков в одной, двух или трех группах;
«навыки отсутствуют» — отсутствие навыков во всех четырех группах.
Среди взрослого населения страны наиболее широко распространены навыки, связанные с общением: свыше половины россиян старше 15 лет пользуются социальными сетями и относительно регулярно совершают телефонные или видеозвонки через интернет. Эти показатели в России даже чуть превышают средний уровень европейских стран (рис. 2).
Чуть реже, чем в среднем по странам Евросоюза, в России используют интернет для загрузки собственного контента (26 против 30%) и получения информации с сайтов государственных/муниципальных органов власти (39 против 44%).
Притом что в ряде случаев покупка товаров и услуг через интернет позволяет сэкономить время и средства, а в условиях пандемии — становится нормой социально ответственного поведения, на практике к онлайн-покупкам готовы лишь треть россиян. Для сравнения, в европейских странах данный способ совершать покупки в среднем используется вдвое чаще (63%).
Подобная дифференциация поведенческих паттернов объясняется не только инертностью мышления и силой привычек (предпочтение личных покупок — наиболее распространенная при-чина отказа от приобретения товаров и услуг через интернет — в 2019 г. ее указали 58% россиян старше 15 лет, отказавшихся от интернет-шопинга), но и невысоким уровнем доверия к таким операциям (недоверие к покупкам через интернет — вторая по распространенности причина — 19%).
Аналогичная картина (с поправкой на общий уровень распространенности соответствующих операций) также прослеживается в отношении интернет-банкинга и продажи населением товаров и услуг в сети.
Многие действия, связанные с использованием компьютеров и других электронных устройств (например, такие как установка/настройка программного обеспечения, передача файлов между устройствами), выполняются россиянами значительно реже, чем жителями европейских стран. Отчасти это объяснимо тем, что в организациях подобные функции возложены на ИКТ-специалистов. Кроме того, наблюдается отставание в уровне владения навыками, которые традиционно ассоциируются с офисной работой: использование электронной почты, текстового редактора, работа с электронными таблицами, создание презентаций. Применение в повседневной деятельности какого-либо языка программирования все еще остается узкоотраслевым навыком.
Крайне низкий уровень владения цифровыми навыками наблюдается у людей старше 45 лет (рис. 3). Отчасти это связано с тем, что, завершив свое обучение более 20 лет назад, люди средних и старших возрастов не могли освоить соответствующие компетенции, т.к. в то время их просто не существовало. Нынешние старшеклассники и студенты используют компьютеры и программное обеспечение для подготовки индивидуальных проектов, написания письменных работ и презентации полученных результатов, а также проводят много времени за общением онлайн.
Для ускорения цифровизации экономики предстоит повысить доступность программ дополнительного образования в области компьютерной грамотности для лиц средних и старших возрастных групп, которые в настоящее время являются основой рабочей силы страны.
Источник: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата, Евростата; результаты проекта «Оценка государственной политики на соответствие национальной цели „Ускоренное внедрение цифровых технологий“» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Екатерина Левен, Антон Суслов
Предыдущий выпуск: «Участие населения в практиках самообразования»
Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»