• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поведение россиян в интернете в год пандемии

Поведение россиян в интернете в год пандемии

Canva.com

Версия для печати

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует, как изменились в 2020 году уровень интенсивности и цели использования интернета населением в связи с вынужденным ограничением межличностных контактов в реальном мире и переносом многих процессов в виртуальное пространство.

Ключевые результаты

Еще до пандемии коронавируса COVID-19 интернет стал неотъемлемой частью жизни большинства россиян: каждый год доля населения, никогда не выходившего в Сеть, сокращалась.

В 2020 г. ежедневная аудитория интернета превысила три четверти взрослого населения страны (76,7%, +4,1 п. п. по сравнению с предыдущим годом) (рис. 1). На протяжении последних лет рост показателя происходит преимущественно за счет лиц старших возрастных групп.

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Общение — основная цель использования интернета: в 2020 г. три четверти взрослых россиян совершали звонки через интернет (76,6%), участвовали в социальных сетях (75%), переписывались с помощью систем мгновенного обмена сообщениями (69%) (рис. 2).

Примечательно, что социальные сети постепенно утрачивают свою популярность как пространство для общения (-1,7 п. п. по сравнению с 2019 г.), уступая место мессенджерам (аудитория систем мгновенного обмена сообщениями за время самоизоляции увеличилась на 8,9 п. п.) и специализированным приложениям для видеоразговоров (+5,6 п. п.).

Существенным вызовом первого года пандемии стали ограничения на посещение магазинов. В 2020 г. онлайн-покупки совершал каждый третий (35,7%, +2,3 п. п. к 2019 г.) взрослый россиянин. Еще заметней (+5,7 п. п.) вырос интерес к осуществлению онлайн банковских операций: такой возможностью пользуются свыше 57% населения в возрасте 15–74 лет.

Наконец, 2020 г. многим запомнится переводом на «удаленку» образовательных организаций и ростом интереса к дистанционному обучению среди взрослой аудитории: доля лиц, использовавших интернет для этих целей, практически утроилась, достигнув 9,6%.

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

В целом прошедший год показал готовность россиян к постепенной интеграции повседневной жизни в цифровое пространство: популярность многих сетевых практик растет быстрее, чем аудитория Глобальной сети. Удаленная работа, Zoom-конференции, интернет-шоппинг или запись на прием к врачу — уже привычные явления, однако распространение новых онлайн-практик сдерживается не только вопросами доверия в цифровой среде, но и привычкой к взаимодействию офлайн.

Вводимые властями меры по борьбе с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 в общем поддержали существующую тенденцию увеличения частоты использования интернета, но не внесли кардинальных изменений в поведение основной части населения страны (в терминах рассматриваемых показателей).

 


Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата; результаты проекта «Применение семантического анализа больших текстовых данных для исследования тенденций развития и динамики распространения цифровых технологий» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

Материал подготовили Екатерина Левен, Антон Суслов


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск: «Вузовская наука в России и мире»

Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»