Корпоративная наука в российском хайтеке
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет данные о вовлеченности российских предприятий высокотехнологичных секторов промышленности в исследования и разработки и анализирует, как наличие собственных компетенций в этой сфере определяет интенсивность научно-производственной кооперации и результативность инновационной деятельности.
Исследования и разработки являются важной частью бизнеса компаний в высокотехнологичных и среднетехнологичных отраслях высокого уровня обрабатывающей промышленности. В 2018–2020 гг. их выполняли 92,3% инновационно активных предприятий. Для таких компаний развитие корпоративной науки напрямую связано с успехом реализации инновационного потенциала: способность производить новую для рынка продукцию и встраиваться в глобальные цепочки создания стоимости коррелирует с наличием затрат на исследования и разработки.
Высокотехнологичные промышленные предприятия преимущественно делают ставку на собственные компетенции в исследованиях и разработках, реже привлекают сторонние организации (рис. 1). Полный аутсорсинг исследований и разработок не распространен: в 2018–2020 гг. им воспользовались менее 6% инновационно активных предприятий, оперирующих только на российском рынке, и менее 1,5% предприятий-экспортеров. С ростом уровня интеграции с глобальным рынком компании комбинируют собственные исследования и разработки с привлечением сторонних организаций.
Исследовательские подразделения компаний, в зависимости от амбициозности их целей, решают широкий круг задач — от помощи в модернизации продукции и производственных процессов до поисковых исследований (рис. 2). Для предприятий, нацеленных на накопление конкурентоспособности (создание инноваций новых для предприятия, но не для рынка), главная цель исследований и разработок — модернизация существующих производственных процессов и технологий. Для компаний — производителей новой для рынка продукции более характерны задачи разработки принципиально новых технологий производства. Одновременно почти треть из них осуществляют прорывные и поисковые исследования и разработки.
Примечательно, что российская корпоративная наука опирается на организационные практики неформальных сетевых взаимодействий, характерных для культуры открытых инноваций (рис. 3). Одними из основных каналов получения информации при разработке инноваций на российских промышленных предприятиях высокотехнологичных отраслей являются профессиональные мероприятия и научно-техническая литература (используют около 60% компаний). Почти половина используют информацию профессиональных и отраслевых организаций (49,9%) и осуществляют мониторинг интернет-платформ и социальных сетей (42,6%).
На фоне достаточно активного использования различных внешних источников информации для инновационной деятельности масштаб формальной (документально закрепленной) научно-производственной кооперации ограничен. В 2018–2020 гг. менее половины (41,7%) инновационно активных предприятий высокотехнологичных отраслей российской промышленности участвовали в совместных проектах по выполнению исследований и разработок с привлечением вузов или научных организаций.
Важным условием для успешной научно-производственной кооперации оказывается наличие у компаний собственных компетенций в исследованиях и разработках (табл. 1). Так, у предприятий, реализующих исследования и разработки собственными силами, интенсивность взаимодействия с российскими научными организациями и вузами в среднем выше на 10 п. п. (30,7% и 26,9% соответственно).
Данные мониторинга свидетельствуют, что для продвижения на конкурентных рынках российские предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности опираются на исследования и разработки, развивают собственный научный потенциал и стремятся взаимодействовать с научными организациями и вузами страны. Развитие корпоративной науки в России напрямую связано со стратегическими приоритетами бизнес-моделей компаний. Так, важнейшими драйверами развития отечественных прикладных исследований и разработок являются задачи выхода на рынки зарубежных стран и продвижения в глобальных цепочках создания стоимости.
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Мониторинга инновационного поведения предприятий в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, 2020; результаты проекта «Анализ возможностей привлечения внебюджетного финансирования в сферу науки в условиях пандемии» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Валерия Власова и Виталий Рудь
Предыдущий выпуск: «Спрос на российские технологии на внешних рынках растет»
Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»