• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Какие страны выбирают звезды креативных индустрий?

Какие страны выбирают звезды креативных индустрий?

Canva.com

Версия для печати

Креативные индустрии являются важнейшим драйвером роста: помимо прямого воздействия на экономику, генерируют значительные косвенные эффекты и способствуют развитию инноваций. Чтобы ответить на вопрос, какие страны более успешны в развитии креативного сектора, Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые рассчитал рейтинг привлекательности стран мира для звезд креативных индустрий и проанализировал их творческие профили.

Справочно: Методология рейтинга привлекательности стран для звезд креативных индустрий (далее — Индекс) базируется на концепции экономики суперзвезд, согласно которой именно на них приходятся основные денежные потоки в креативном секторе. Так, исследования показывают, что 77% доходов музыкальной индустрии приходится лишь на 1% суперзвезд. В выборку исследования вошли 102 страны, в которых выявлена хотя бы одна звезда креативных индустрий. Чтобы определить их численность в каждой стране была составлена база данных наиболее успешных творческих личностей, брендов и компаний, включающая 23 показателя по девяти креативным индустриям (мода; кино; игровая индустрия; реклама и пиар; архитектура; промышленный дизайн; искусство и культура; литература; звукозапись и исполнительские искусства). Индекс привлекательности страны для звезд креативных индустрий рассчитывался как среднее арифметическое индексов привлекательности страны для отдельных креативных индустрий.

Россия входит в топ-20 стран по привлекательности для звезд креативных индустрий

Рейтинг стран-лидеров по привлекательности для звезд креативных индустрий в 2022 году возглавили США, Великобритания, Китай, Германия и Япония. Россия заняла 20-е место (рис. 1).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Лидеры креативных индустрий преимущественно концентрируются в крупных экономиках и странах с высокими доходами населения. Входящие в топ-30 наиболее привлекательных для звезд креативных индустрий 23 страны также входят в топ-30 по величине валового внутреннего продукта. При этом 22 из них относятся к странам с высоким уровнем дохода, семь — с уровнем дохода выше среднего (Россия, Китай, Бразилия, Турция, Мексика, Перу и ЮАР), одна — ниже среднего (Индия). На указанные группы приходится 81, 9,3 и 1,7% всех мировых звезд креативных индустрий соответственно.

Вклад в общемировой пул креативных звезд большинства стран — лидеров Индекса превосходит их вклад в мировой валовый продукт. Только у восьми стран (Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Бразилия, Россия, Мексика и Тайвань) доля в мировой экономике превышает их долю в общем числе креативных звезд.

Распределение звезд креативных индустрий по странам неравномерное

На топ-20 стран по привлекательности для звезд креативных индустрий приходится более 86% их общей численности, тогда как на следующие 20 стран — только 8,9%. Лидирующие по значению Индекса США более чем вдвое (2,4) опережают Великобританию, занимающую вторую позицию; почти в четыре раза (3,8) — Японию, располагающуюся на пятой позиции; 10-е место — Южную Корею — в девять раз (8,97); 20-е место — Россию — в 20 раз (20,4); наконец, Финляндию, замыкающую первую тридцатку стран, — в 34 раза (34,0).

Можно выделить креативные индустрии, где неравномерность наиболее сильна. Так, в топ-20 странах сосредоточены 85% звезд кино, тогда как для архитектуры этот показатель составляет 76% (рис. 2).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Креативный сектор характеризуется территориальной специализацией

Четырнадцать стран входят в топ-5 по привлекательности для звезд хотя бы одной креативной индустрии. Чаще всего в таких топах оказываются США и Великобритания, но также присутствуют в пятерках лидеров по отдельным креативным индустриям и страны континентальной Европы, азиатские и некоторые развивающиеся, такие как Турция и Перу (рис. 3).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Отрыв США наиболее заметен в моде и культуре за счет развития самых современных течений в этих индустриях: urban wear (городская одежда) и contemporary art (современное искусство). Германия, считающаяся одним из наиболее индустриально развитых и технологичных центров, выигрывает у всех стран, кроме США, по привлекательности для звезд игровой индустрии и промышленного дизайна. Два других европейских государства — Франция и Италия — демонстрируют склонность к креативным индустриям, где более сильны исторические традиции, — моде и кинематографу. Азиатские страны также различны по своему креативному профилю. Китай лидирует в креативных индустриях, содержащих значительную технологическую (игровая индустрия, архитектура) и визуальную (дизайн, культура и искусство) составляющие.

Южная Корея занимает второе место по привлекательности для музыкальных звезд благодаря популярности жанра K-pop. Глубокие исторические корни в литературе и давние традиции визуального нарратива отразились на креативном портрете Японии, замыкающей топ-3 стран по привлекательности для звезд литературы и кино, а заложенное в культуре особое внимание к декоративно-прикладному искусству проявляется в высоких позициях в моде и архитектуре. Развивающиеся страны с активно растущими потребительскими рынками (Перу, Турция) ярко проявляют себя в рекламе и пиаре.

Города — ключевой фактор успеха креативного сектора страны

Более 80% стран, входящих в топ-30 по значению Индекса, имеют более двух креативных специализаций* . Определяющую роль в формировании таких специализаций играют города с высокой концентрацией звезд («города — креативные кластеры»). Так, каждая из столиц моды — Лондон, Нью-Йорк, Париж, Милан — аккумулируют от 8,4% до 13,2% общемирового числа модных звезд. На Лос-Анджелес приходится 16,6% звезд музыки, а на Нью-Йорк — 10% звезд искусства и культуры. Страны заметно различаются по числу городов, где выявлена хотя бы одна креативная звезда. Больше всего их в США (169) и странах Европы, прежде всего в Италии (146), Великобритании (92) и Германии (60).

Креативный профиль России опирается на слово и переходит к делу

Занимая 20-е место по индексу креативной привлекательности, Россия аккумулирует 1,03% от общего числа звезд креативных индустрий, что в 1,7 раз ниже ее доли в мировом валовом продукте (1,75%) (рис. 4).

Для России ключевыми креативными специализациями являются литература, реклама и пиар-индустрия. Искусство и культура, промышленный дизайн, архитектура, игровая индустрия пока не стали в полной мере ее креативными специализациями, но вклад страны в эти индустрии сопоставим с ее долей в общей численности всех креативных звезд.

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Комментарий:

Боос Виктория Олеговна

Виктория Боос, ведущий эксперт Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

Как показало исследование, значительную роль в привлекательности стран для креативных индустрий играют культурные традиции и наличие креативных городов и кластеров.

Так, важный вклад в привлекательность России для киноиндустрии вносит Республика Саха (Якутия): фильм «Нуучча» стал в 2021 г. победителем кинофестиваля в Карловых Варах. Другой регион Дальнего Востока — Амурская область — мог бы стать штаб-квартирой для известного авангардного бренда очков — FAKBYFAK (столица региона Благовещенск является родным городом одного из его основателей). Модные дизайнеры и архитектурные бюро Санкт-Петербурга делают успешные шаги к глобальной известности: например, бренд 404 NOT FOUND представлен на FARFETCH, а архитекторы из «СТУДИИ 44» в 2018 г. победили в одной из номинаций международного конкурса World Architecture Festival.

 


Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, проведенные в рамках деятельности Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (соглашение о предоставлении гранта Минобрнауки России № 075-15-2022-325).

Источниками информации о звездах креативных индустрий выступили аналитические порталы, отраслевые рейтинги, премии, агрегаторы продукции креативных индустрий и экспертных мнений: Fashion United, FARFETCH, NET-A-PORTER, Luisa Via Roma, Mytheresa, IMDb, FIAPF, The Game Awards, Esports Earnings, Steam, Games. com, Effie Awards, Provoke, Cannes Lions, D&AD, The Pritzker Architecture Prize, World Architecture Festival Awards, A’ Design Award, iF Design Award, Red Dot Design Award, премия Японской художественной ассоциации, Artprice, Power 100, QS, THE, Wikipedia, Billboard, Spotify.

Материал подготовили Виктория Боос, Евгений Куценко, Кирилл Тюрчев

В сборе данных принимали участие: Василий Абашкин, Сергей Артемов


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии и инновации»:
«Заработная плата научных сотрудников: динамика до и после «майских указов»»

 

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Авторы представят результаты исследования в рамках Российской креативной недели на сессии «Креативные города и территории: практики успешных трансформаций» (7 июля 2022, 13:45, Москва, Парк Горького). Ее онлайн-трансляция будет доступна на сайте форума.