Научно-техническая политика Китая: курс на глобальное лидерство
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ с использованием системы анализа больших данных iFORA выявил актуальные цели, тренды и приоритетные направления научно-технической политики Китая.
Для данного исследования был проанализирован массив документов на китайском языке, определяющих основы научно-технической политики Китая и цели развития на 2016–2025 гг. (в ряде случаев — на более продолжительные периоды).
Целевые ориентиры
Развитие сферы науки и технологий на протяжении более чем двух десятилетий остается одним из ключевых приоритетов политики Китая, что дает свои положительные результаты. В 2021 г. страна заняла 12-е место среди 132 государств в Глобальном инновационном индексе, поднявшись на две позиции в сравнении с 2020 г., а за десятилетие (с 2012 г.) — более чем на двадцать.
Согласно 14-му пятилетнему плану социально-экономического развития КНР и долгосрочным целям до 2035 года, научно-технологические инициативы остаются в числе первоочередных задач правительства Китая. Предполагается, что, совершив крупные прорывы в ключевых технологических областях, страна к 2035 г. должна стать мировым лидером в области инноваций1.
Актуальными направлениями научно-технической политики Китая в 14-й «пятилетке» являются стимулирование роста расходов на исследования и разработки (ИР), развитие сферы интеллектуальной собственности и расширение масштабов цифровой экономики. Целевыми индикаторами выступают достижение среднегодовых темпов роста внутренних затрат на исследования и разработки (ВЗИР) более 7% до 2025 г., а также доли ВЗИР в ВВП выше предыдущих плановых значений (2,5%)2. Среди целей до 2025 г. — почти двукратный рост числа патентов в расчете на 10 тыс. чел. населения (с 6,3 до 12,0 ед. в сравнении с 2020 г.) и увеличение доли цифровой экономики в ВВП (с 7,8 до 10%).
Сохраняется ориентир и на долгосрочную поддержку фундаментальной науки, увеличение до 8% ее доли во ВЗИР. Сейчас этот показатель в стране оценивается в 6%, демонстрируя неуклонный рост на протяжении последнего десятилетия3.
Научно-технологические приоритеты
В 14-м пятилетнем плане развития зафиксирован перечень приоритетных областей науки и технологий, многие из которых планируется реализовать в рамках масштабных научно-исследовательских проектов. Состав научно-технологических приоритетов Китая претерпел некоторые изменения в сравнении с предыдущим планом (табл. 1). Перечень стратегически важных для страны отраслей расширился, а по ряду направлений (окружающая среда и экология, транспорт) выбран курс на прикладной характер разрабатываемых технологий.
Наряду с вышеуказанными пятилетними планами, в последние два года в Китае принят ряд отраслевых документов стратегического планирования, которыми заданы цели и задачи научно-технологического развития отдельных отраслей. Например, в 14-м пятилетнем плане по национальной информатизации установлены цели по интенсивному развитию и внедрению цифровых технологий до 2025 г. Основное внимание уделяется распространению сетей на основе уже разработанной технологии 5G и проведению исследований в области шестого поколения мобильной связи (сети 6G).
В рамках цифровизации транспортной инфраструктуры важным документом стала Концепция развития научно-технологических инноваций, направленных на ускорение создания государства с развитой транспортной системой, согласно которой в транспортном секторе Китая предполагается внедрить технологии искусственного интеллекта, блокчейна, интернета вещей, облачных вычислений и беспроводной связи нового поколения, навигационных систем «Бэйдоу»4, спутниковой связи. Планируется поддержка исследований в области сверхскоростного транспорта, подводных подвесных тоннелей, автономных транспортных систем.
Ключевые инициативы
Важными направлениями политики Китая остаются поддержка научно-производственной кооперации, развитие наукоемкого бизнеса и регулирование сферы интеллектуальной собственности. В 2022 году, в частности, расширился пакет налоговых льгот для компаний, инвестирующих в науку. Если раньше налоговый вычет в двукратном размере расходов на ИР могли получать только предприятия обрабатывающей промышленности, то начиная с 2022 г. эта льгота распространилась и на высокотехнологичные малые и средние фирмы5.
На фоне наращивания объемов ВЗИР власти Китая продолжают курс на повышение эффективности сектора исследований и разработок. Намечен трехлетний план по реформированию системы управления, включая поддержку национальных лабораторий (ориентированы на решение общегосударственных задач и развитие приоритетных для страны научно-технологических областей), а также реорганизацию ключевых государственных лабораторий (для выполнения задач конкретных министерств, ведомств, регионов). Среди других запланированных мер — совершенствование процедур отбора и управления крупными научно-техническими проектами, дальнейшее развитие системы оценки результативности научных исследований, увеличение расходов на ИР в интересах региональной экономики.
В рамках укрепления кадрового потенциала науки предусмотрены меры поддержки как начинающих, так и ведущих исследователей. Для привлечения талантов со всего мира предполагается создание специализированных центров глобального масштаба в Пекине, Шанхае, а также в районе Большого залива Гуандун — Гонконг — Макао (интегрированная экономическая зона Китая).
Заметным направлением действий китайского правительства является популяризация исследований и развитие научной грамотности в обществе. Согласно Программе действий по повышению научной грамотности населения КНР (2021–2035 гг.), запланирован рост уровня научной грамотности с текущего значения 11% до 15% и более к 2025 г. и до 25% — к 2035 г.
Тренды научно-технической политики
Изучение стратегических и программных документов Китая с использованием технологий интеллектуального анализа больших данных позволило выделить ряд ключевых направлений национальной научно-технической политики (рис. 1).
В документах научно-технической политики Китая прослеживается явный тренд на формирование комплексной национальной инновационной системы со всеми ее ключевыми элементами, что позволит снизить зависимость страны от зарубежных источников знаний и технологий и обеспечить глобальную конкурентоспособность в долгосрочной перспективе. Делая ставку на инновации как один из драйверов экономического роста, органы власти уделяют внимание и усилению компетенций в фундаментальных исследованиях. Соответственно, все чаще поднимаются вопросы наращивания и повышения эффективности использования ресурсов науки, в том числе кадровых. Ведущую роль в этом призваны сыграть университеты, что соответствует практике наиболее развитых государств мира.
Заметно появление в повестке Китая такого направления, как управление правами на интеллектуальную собственность, что в полной мере отражает укрепление его позиций в качестве самостоятельного разработчика технологий.
Комментарий:
Михаил Гершман, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:
Китай представляет собой уникальный пример страны, которая в сжатые сроки (буквально за два с половиной десятилетия) смогла добиться действительно впечатляющих успехов в сфере науки и технологий, став глобальным лидером не только по валовому объему затрат на ИР или числу публикаций в международных журналах, но и ключевым разработчиком ряда передовых технологий и инновационных продуктов.
Из проведенного анализа видно, что научно-техническая политика Китая носит в большой степени фронтальный и комплексный характер — с акцентом на прикладные исследования и инновации (что особенно актуально с учетом задачи снижения зависимости страны от импорта) и в то же время на сохранение и развитие фундаментальной науки; с фокусом как на поддержку высокотехнологичных малых и средних предприятий, так и на развитие национальных лабораторий и университетов, а также на более широкое вовлечение населения в науку.
Примечательно, что многие из направлений научно-технической политики Китая схожи с российскими инициативами, которые уже реализуются или обсуждаются в последние годы, включая меры по развитию сети научных лабораторий, поддержке молодых ученых, усилению налоговых стимулов для исследовательских организаций. Дальнейшее изучение механизмов и результатов научно-технической политики Китая может оказаться полезным и для формирования актуальной повестки России в этой сфере.
Источники: расчеты на основе системы интеллектуального анализа больших данных iFORA (правообладатель — ИСИЭЗ НИУ ВШЭ); результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Михаил Гершман, Андрей Клыпин, Инга Иванова, Сергей Бредихин
В сборе и обработке информации принимали участие: Глеб Кузьмин, Ирина Логинова, Полина Лобанова, Мария Анташева
Предыдущий выпуск серии «iFORA-экспресс»: «Цифровые тренды музыкальной индустрии»
См. также: