• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Цифровые платформы повышают связность регионов

Цифровые платформы повышают связность регионов

Версия для печати

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые проанализировал масштабы использования цифровых платформ в российских регионах.

Справочно: Цифровая платформа — информационная система, объединяющая значимое количество независимых участников, в рамках которой формируется новая бизнес-модель, позволяющая сократить транзакционные издержки и ускорить взаимодействие между участниками. Пример ведущих банков («Сбер», «Тинькофф», ВТБ, «Сеть партнерств»), компаний IT и телекома («Яндекс», VK, МТС, «МегаФон»), представителей ритейла и классифайдов (X5 Retail Group, Ozon, Wildberries, «Авито») показывает, как быстро отечественные компании могут повышать конкурентные преимущества, используя бизнес-модели цифровых платформ.

Распространение цифровых платформ в регионах преобразует экономический ландшафт страны. В 2021 г. в целом по России цифровые платформы задействовали 14,7% предприятий. Наиболее широкое распространение они получили в организациях Уральского, Центрального и Северо-Западного федеральных округов, наименьшее — в Дальневосточном (рис. 1).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Анализ уровня распространения цифровых платформ в 2021 г. по регионам позволяет сделать вывод об отсутствии какой-либо «географической» специфики. Так, в пятерку лидеров вошли Московская (21,8%), Иркутская (21,7%), Новгородская (20,5%), Тульская (20,2%) области и Республика Татарстан (18,3%) (рис. 2).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

В целом данные свидетельствуют о большей, чем в предыдущем году, однородности распространения цифровых платформ: разница между минимальным и максимальным значениями показателя сократилась с 28,6 до 16 п. п., а коэффициент вариации снизился с 24 до 20%. Здесь проявляется «эффект низкой базы»: использование платформ увеличилось в регионах, в которых они не были широко распространены ранее.

Индикатором роста цифровизации региональных экономик может служить динамика продаж товаров, работ и услуг на маркетплейсах. В 2021 г. торговлю через цифровые платформы осуществляли 6,9% организаций России. Наиболее активно маркетплейсы использовали в Центральном (7,7%) и Уральском (7,4%) федеральных округах, меньше всего — в Дальневосточном (5,5%) и Северо-Кавказском (5,1%), хотя разница небольшая (рис. 3).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Среди субъектов РФ лидируют по доле организаций, осуществлявших торговлю через платформы, в 2021 г. Московская (11%), Белгородская (10,2%) области и Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (8,4%); наименьшее значение показателя зафиксировано в Чеченской Республике (2,6%), Камчатском крае (2,9%) и Республике Калмыкия (3,2%).

Торговля на маркетплейсах распространена по регионам более равномерно, чем платформы в целом: разница между максимальной и минимальной долями организаций, ведущих торговлю на них, составляет всего 8,4 п. п., коэффициент вариации равен 25%. Наиболее равномерно маркетплейсы используются в Уральском федеральном округе: коэффициент вариации — 14%, минимальная доля организаций, применяющих их, — 5,5%, максимальная — 8,4%. Наибольший разброс показателя отмечается в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах (коэффициенты вариации — 36 и 28% соответственно).

Таким образом, цифровизация торговли и использование цифровых платформ существенно затронули не только центр страны. Регионы Уральского федерального округа лидируют по использованию платформ, совсем незначительно уступая центральным по торговле на маркетплейсах. К тому же можно ожидать, что и в остальных субъектах РФ, имеющих сейчас невысокие показатели торговли на маркетплейсах, темпы цифровизации будут расти, как это происходит с применением платформ в целом по Российской Федерации.

Комментарий

Комментарий

Вероника Орлова, главный эксперт Центра статистики и мониторинга информационного общества и цифровой экономики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

В текущей экономической ситуации цифровые платформы показывают свою незаменимость и значимость, становятся драйвером деловой и инновационной активности для организаций и источником качественных преобразований в жизни общества.

Ярким примером цифровизации экономики является востребованность цифровых платформ для оптовой и розничной торговли — маркетплейсов. Они дают возможность снизить барьеры входа на рынки товаров и услуг для предприятий малого и среднего бизнеса, благодаря чему происходит рост числа мелких игроков в традиционных секторах экономики. Малые и средние предприятия легко подключаются к обширной потребительской базе по более низким ценам, в результате происходит переход от доминирования крупных игроков на рынке к увеличению возможностей небольших компаний.

Принимая во внимание степень использования цифровых платформ российскими организациями, в том числе маркетплейсов, можно ожидать устойчивый рост их применения и в будущем.

 


Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата; результаты проекта «Исследование рынка цифровых экосистем и платформ», реализованного по заказу Ростелекома.

Материал подготовили Вероника Орлова, Михаил Фролов, Денис Мартынов


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на автора материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск серии «Цифровая экономика»:
«Портрет платформенного работника в России»

 

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ