Привлекательность аспирантуры продолжает расти
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует данные о подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре по итогам 2022 г.
В последние годы в России наблюдается рост основных показателей деятельности аспирантуры, обусловленный как повышением привлекательности научной карьеры для молодежи, так и влиянием внешних факторов. В 2022 г. на обучение принято 45,1 тыс. чел. (в 1,6 раза больше, чем в 2021 г.) — это максимальная величина за последние 10 лет (рис. 1). Общая численность аспирантов к концу 2022 г. выросла до 109,7 тыс. чел., увеличившись по сравнению с 2021 г. на 21,7% и достигнув уровня 2015 г.
Более половины принятых в 2022 г. аспирантов (59,9%) будут учиться на платной основе, в 2021 г. по договорам об оказании платных образовательных услуг поступали только 38,4%.
Российская аспирантура становится все более привлекательной для иностранных граждан: за 2014–2022 гг. их численность увеличилась вдвое (с 5,5 до 10,9 тыс. чел.), а доля — с 4,6 до 11,5%. Каждый второй (56,4%) поступил в аспирантуру на условиях общего приема, остальные 43,6% — в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование. Чаще всего в российскую аспирантуру поступают граждане Китая, в 2022 г. их численность достигла 3604 чел. (33,1% общей численности иностранных аспирантов), а также Казахстана (1046 чел., 9,6%) и Сирийской Арабской Республики (760 чел., 7%).
Несомненный позитивный тренд последних лет — повышение показателей эффективности деятельности аспирантуры. В 2022 г. завершили обучение на таких программах 13,9 тыс. чел., из них 12,9% защитили диссертации в период подготовки, что выше показателя предыдущих пяти лет (рис. 2). Тем не менее до максимального уровня 2011 г., когда с защитой диссертации в нормативный срок выпускался почти каждый третий аспирант (29,1%), пока далеко.
Начиная с 2022 г. подготовка в аспирантуре осуществляется по научным специальностям в соответствии с Номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени1. Самыми популярными среди них стали экономика (22,9% численности аспирантов, обучающихся по научным специальностям), право (10,2%), информационные технологии и телекоммуникации (6,2%), педагогика (5,7%), биологические науки (5,4%) и клиническая медицина (4%). Одновременно продолжается обучение поступивших ранее аспирантов по направлениям подготовки в соответствии с Перечнем направлений подготовки высшего образования2. К наиболее востребованным направлениям относятся экономика и управление (9,2% численности аспирантов, обучающихся по направлениям подготовки), информатика и вычислительная техника (8,4%), клиническая медицина (6,8%), юриспруденция (6,4%), образование и педагогические науки (6,4%), биологические науки (5,1%).
Рост численности аспирантов поддержан увеличением количества диссертационных советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук — к 2022 г. действовали уже почти 2,6 тыс. советов (рис. 3). Вместе с тем количество объединенных диссертационных советов в 2022 г. сократилось до 262, что говорит о завершении тенденции укрупнения советов, наблюдавшейся в 2016–2018 гг.
Новые диссертационные советы создаются преимущественно в образовательных организациях высшего образования. С принятием Федерального закона от 23.05.2016 № 148-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» МГУ и СПбГУ, национальные исследовательские и федеральные университеты, другие ведущие научные и образовательные организации высшего образования получили право самостоятельно создавать на своей базе советы по защите диссертаций, устанавливать их полномочия и порядок присуждения ученых степеней кандидата и доктора наук, определять перечни научных специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты, выдавать дипломы об ученых степенях и т. д.
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на основе данных Росстата; результаты проекта «Подготовка справочных и аналитических материалов по вопросам развития науки в Российской Федерации и за рубежом» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовила Светлана Мартынова
Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Что ценят в своей работе высокопродуктивные ученые?»
См. также: