Реальные преимущества виртуального мира
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал преимущества, которые получают российские пользователи интернета.
Согласно опросу1, проведенному ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в 2022 г., 82,5% россиян2 пользуются интернетом. Из них более половины (55,5%) извлекают те или иные выгоды, которые имеют отношение к следующим сферам:
1) Коммуникации (благодаря сети стало проще поддерживать связи с родственниками и друзьями, а также искать новых друзей или партнеров для отношений).
2) Карьера (люди в интернете ищут и находят более высокооплачиваемую работу, информацию, которая повышает их трудовые навыки; устанавливают профессиональные контакты; проходят курсы, которые невозможно пройти офлайн).
3) Электронная коммерция (покупают и продают вещи дешевле/ выгоднее, чем офлайн).
4) Финансы (при использовании интернета люди выбирают более выгодные финансовые предложения, получают информацию о праве на льготу).
5) Здоровье (найденная в интернете информация помогает (начать) вести здоровый образ жизни или узнать больше о диагнозе, поставленном врачом).
6) Социальная сфера (интернет-пользователи получают консультацию или материальную помощь, которые невозможно или сложно получить офлайн).
Чаще всего пользователи интернета видят коммуникативные преимущества, связанные с расширением социальных контактов и поддержанием общения (74,5%) (рис. 1). Это может быть обусловлено, с одной стороны, распространенностью цифровых практик, связанных с общением, а с другой, высоким уровнем развития соответствующих навыков у пользователей: по данным Росстата, цифровыми коммуникационными навыками3 владеют 91% из них.
В частности, благодаря интернету 68% пользователей стало проще связываться с родственниками и друзьями; 25% нашли новых друзей; каждый 10-й завел романтические отношения (рис. 2), а в возрастной когорте 18–24 лет — почти каждый пятый (19,3%).
Вторыми по распространенности среди российских пользователей интернета являются выгоды в сфере электронной коммерции (46%). Согласно опросу, 44% россиян, выходящих в сеть, благодаря онлайн-сервисам экономят, находя в сети товары дешевле, чем в ближайшем магазине. Популярность такого преимущества обусловлена высокой долей россиян, совершающих покупки онлайн (по данным Росстата, в 2022 г. 50,1% населения в возрасте 15 лет и старше).
Почти треть пользователей извлекают преимущества интернета для своего карьерного развития (31,8%). При этом профессиональные контакты в сети находят 19%, а более высокооплачиваемую работу всего 5% пользователей.
Больше всего выгод во всех рассмотренных сферах получают активные пользователи, которые выходят в сеть каждый или практически каждый день. На эффективность использования сети влияет и уровень цифровых навыков: продвинутые пользователи ощущают больше положительных эффектов от своей деятельности в онлайне.
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Мониторинга цифровизации экономики и общества; результаты проекта «Мониторинг цифровой трансформации бизнеса» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Лилия Кузина, Евгений Попов
Предыдущий выпуск серии «Цифровая экономика»:
«Рейтинг цифровых компаний по числу “цифровых” патентов»
См. также: