• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Евросоюз упрощает предпринимателям доступ к технологиям

Евросоюз упрощает предпринимателям доступ к технологиям

Использован дизайн storyset / Freepik

Версия для печати

Европейская комиссия намерена повысить прозрачность рынка интеллектуальной собственности Европейского союза и в апреле 2023 года ввела регламент, упрощающий доступ к патентам, которые широко используются в производстве сложной инновационной продукции. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует новые меры, основным бенефициаром которых будет малый и средний бизнес.

Интеллектуальная собственность (ИС) играет важную роль в экономике Европы. На отрасли, интенсивно использующие права на объекты ИС (IPR-intensive industries), приходится около 30% рабочих мест, почти половина совокупного объема ВВП и более 80% всего экспорта товаров и услуг ЕС. Столь активному развитию этого сектора европейская экономика обязана, в том числе, масштабным мерам1, которые Еврокомиссия реализует на протяжении последних 50 лет, постоянно совершенствуя процедуры патентования и создавая все более благоприятные условия для регистрации и коммерциализации объектов ИС.

Еврокомиссия относит к отраслям, интенсивно использующим права на объекты ИС (англ. — Intellectual Property Rights (IPR) Intensive Industries), те, в которых число зарегистрированных объектов ИС в расчете на одного работника выше, чем в среднем по отраслям, в которых имеются объекты ИС. Учитывается широкий перечень результатов интеллектуальной деятельности, включая патенты на изобретения, торговые знаки, промышленный дизайн, права на географические указания, сорта растений, объекты авторских прав. На данный момент Еврокомиссия выделяет 357 ИС-интенсивных видов экономической деятельности, относящихся как к промышленному производству, так и к сфере услуг.

Экспансия зарубежных корпоратов

Несмотря на последовательную политику, в качестве основных игроков на патентном рынке ЕС прочно закрепились представители зарубежных стран. Их заявки в Европейское патентное ведомство (ЕПВ)2 составляют около 65% от общего числа (рис. 1, слева) (для сравнения, в Китае этот показатель оценивается в 10%, Великобритании — 38,5%, США — 55,7%). Причем патентуются в ЕПВ преимущественно крупные компании: их доля в совокупном количестве заявок превышает 70% и в последние пять лет преимущественно росла (рис. 1, справа).

Одним из основных барьеров развития регионального рынка ИС Еврокомиссия считает сложность и несовершенство процедур лицензирования патентов, что приводит к завышению стоимости патентных лицензий или вовсе — к полному ограничению прав на их использование с последующими высокозатратными судебными разбирательствами.

Один из наиболее известных случаев в этой области — судебный спор 2010–2012 гг. между двумя американскими техногигантами Motorola Mobility LLC и Apple Inc. Первая компания отказала второй в передаче лицензии на патент на способ обеспечения мобильной передачи данных, обратившись в судебные инстанции Германии за запретом на его использование. Хотя суд удовлетворил прошение истца и запретил Apple применять патент в своем производстве, спустя год пострадала уже Motorola. В результате тщательного расследования Еврокомиссия представила компании заявление на предмет злоупотребления доминирующим положением на рынке, что запрещено антимонопольным законодательством ЕС.

Для стимулирования патентной активности компаний, совершенствования рынка ИС еврозоны и поддержки действующих на нем малых и средних предприятий (МСП) Еврокомиссия подготовила новый регламент управления так называемыми «стандарт-необходимыми патентами».

Стандарт-необходимые патенты (СНП; англ. — Standard Essential Patents, SEP) применяются при разработке сложной высокотехнологичной продукции (либо услуг) в целом ряде государств и способствуют ее созданию в более сжатые сроки и с меньшими издержками. Уполномоченные органы стран включают отнесенные к данной категории патенты на изобретения в технические стандарты различных отраслей экономики: например, в стандарты связи (5G, WiFi), хранения, обработки и обмена данными (MPEG, HEVC, CD, DVD). Пользователями СНП традиционно являются компании сферы информационно-коммуникационных технологий и электронной промышленности. Правообладатели СНП берут на себя обязательства предоставлять лицензии на их использование на FRAND-принципах (от англ. — Fair, Reasonable And Non-Discriminatory; рус. — справедливый, разумный и недискриминационный; направлены на предотвращение отказов правообладателей в выдаче лицензий или существенного завышения их стоимости). Популярность СНП растет по мере развития новых технологий, в частности тех, где отмечается высокая активность малого и среднего бизнеса. К таким направлениям относится, например, Интернет вещей.

Меры патентной опеки МСП

По данным Еврокомиссии, за последние 10 лет число СНП в мире выросло в шесть раз, достигнув 75 тыс. ед. Из них около 11 тыс. ед. (то есть почти каждый седьмой СНП) принадлежат европейским правообладателям (рис. 2). В то же время среди 260 всех владельцев стандарт-необходимых патентов в мире только 30 являются резидентами Евросоюза (11,5%).

Помимо сложностей, связанных с лицензированием патентов, остается ряд нерешенных вопросов и в части правоприменительной практики СНП. Например, в ЕС нет четкого перечня отраслей, в которых разрешено использование СНП, что создает неопределенность при оценке ожидаемых затрат на покупку лицензий.

Несмотря на действие принципов FRAND, предусматривающих необходимость лицензирования патентов по разумным и справедливым ценам, владельцы СНП могут по-разному определять ее фактическую стоимость (размер роялти), а также вправе передавать лицензию другим лицам. Соглашению между сторонами, как правило, предшествуют длительные и дорогостоящие переговоры. До их завершения для соискателя лицензии на СНП сохраняется риск судебного запрета на производственную деятельность. Особенно чувствительны к этому субъекты МСП, которые при ограниченных финансовых ресурсах вынуждены соглашаться на лицензию по ставкам, подчас не соответствующим принципам FRAND.

Решение описанных проблем Евросоюз видит в развитии информационно-аналитического обеспечения рынка стандарт-необходимых патентов, расширении госуслуг, предоставляемых МСП, и улучшении практики применения FRAND-принципов при лицензировании СНП.

Ведомство по интеллектуальной собственности Европейского союза (European Union Intellectual Property Office, EUIPO) планирует вести реестр СНП, в котором их держатели должны будут в обязательном порядке регистрироваться, предоставляя подробные сведения о своих патентах и стандартах, в которых они применяются, а также вносить предложения о максимальных размерах роялти, которые они хотели бы получить в качестве вознаграждения. EUIPO будет выборочно проверять включаемые в реестр СНП на предмет существенности / ценности для тех или иных разработок в определенной отрасли.

Субъекты МСП будут получать от EUIPO финансовую и методическую поддержку, бесплатные консультации и льготный доступ к реестру СНП (в том числе к отчетам о проверке существенности нужных им СНП и полным патентным портфелям их держателей). В отличие от тарифа, установленного для крупных фирм на уровне 1 700 тыс. евро, с МСП будет взиматься плата в размере 850 евро (то есть с 50%-й скидкой) за такие услуги. Все регистрационные платежи, связанные с лицензированием СНП, они смогут осуществлять также по льготным тарифам. Еще одно направление поддержки МСП — тренинги EUIPO по ведению переговоров в рамках лицензирования СНП с использованием принципов FRAND.

Дополнительно вводится механизм внесудебного разрешения споров между правообладателями и соискателями лицензий на СНП. При посредничестве EUIPO и участии внешних экспертов стороны смогут в срок до девяти месяцев согласовать приемлемый размер роялти и порядок использования лицензий на СНП с учетом FRAND-принципов. Для администрирования новых мер поддержки и расширения практики альтернативного (внесудебного) урегулирования патентных споров Еврокомиссия создает Центр компетенций (Competence Centre EUIPO).

Кроме регулирования управления СНП, Еврокомиссия унифицирует механизм принудительного лицензирования (Compulsory Licensing) прав на объекты интеллектуальной собственности, который будет применяться в определенном перечне отраслей и сфер деятельности, утверждаемых ЕК на периоды кризисов (к таковым власти ЕС относят и текущую социально-экономическую ситуацию). Мера предполагает выдачу заинтересованным лицам лицензии на использование технологии без согласия правообладателя, который при этом получит от ЕК вознаграждение, рассчитываемое с учетом ценности технологии. Инициатива призвана ускорить согласование условий патентных сделок, объединить нормативно-правовые режимы, действовавшие ранее в этой области в разных странах ЕС, и сократить сроки выхода европейских разработчиков на рынок прорывных инноваций.

Комментирует

Клыпин Андрей Владимирович

Андрей Клыпин

ведущий эксперт Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Вопросы регулирования рынка ИС, создания льгот и преференций на нем для отдельных игроков актуальны для любого государства или макрорегиона. Пример политики ЕС в этой сфере показывает, что в условиях кризиса особую значимость приобретают меры господдержки, адресованные наиболее уязвимому сегменту бизнеса — малым и средним технологическим компаниям, которые также являются драйвером будущего экономического роста. Регуляторы создают для них максимально комфортную среду (информационную, организационную, финансовую).

Описанный набор мер может быть актуален и для России. В условиях ограничений использования передовых зарубежных технологий обеспечение экономической устойчивости и технологического суверенитета (в соответствии с утвержденной Правительством РФ Концепцией технологического развития на период до 2030 г.) во многом зависит от реализации потенциала собственного рынка ИС и его ключевых игроков — крупного и среднего бизнеса, а также малых технологических компаний.

 


Источники: официальные веб-сайты Европейской комиссии и Европейского патентного ведомства; результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

 

Материал подготовили Михаил Гершман, Андрей Клыпин, Елена Сабельникова

В сборе и обработке информации принимал участие Франсиско Брамбила


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Критические технологии Австралии»

 

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ