• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Агрессия в соцсетях

Агрессия в соцсетях

Использован дизайн Freepik

Версия для печати

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ на основе результатов опроса населения России изучил опыт столкновения с деструктивным поведением и способы противодействия ему в социальных сетях.

В цифровой среде довольно остро стоит проблема киберагрессии, проявления которой в диапазоне от навязывания общения до запугивания и травли оказывают негативное влияние на социальное самочувствие пользователей.

Особого внимания заслуживает агрессия в социальных сетях. На протяжении многих лет они значительно опережали по популярности прочие цифровые сервисы. Этот тренд сохранился и после 2019–2020 гг., на которые пришелся резкий рост аудитории мессенджеров, обусловленный влиянием ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19.

По данным опроса ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в 2022 г. аккаунты в социальных сетях имели 71% россиян в возрасте 14 лет и старше. Большинство из них (77%) зарегистрированы сразу в нескольких таких сервисах, в среднем — трех. По популярности с большим отрывом лидирует «ВКонтакте» (аккаунт имеют 75% пользователей соцсетей). Следом идут Telegram (55%), который благодаря возможности создания каналов успел превратиться в полноценную социальную сеть, «Одноклассники» (48%), Instagram* (39%) и TikTok (27%).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Почти треть (29%) пользователей соцсетей сталкивались с коммуникативной агрессией на этих сервисах за последние три месяца, предшествовавшие опросу. Ее наиболее распространенная форма — нежелательное внимание (19%), включающее настойчивые попытки общаться несмотря на отказы (12%), бестактные вопросы от незнакомцев (9%) и нежелательные сообщения с предложениями сексуального характера (6%) (рис. 2).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Каждый десятый пользователь соцсетей подвергался враждебным нападкам (10%): получал оскорбительные комментарии (8%) или даже сообщения с угрозами в свой адрес либо близких людей (2%), сталкивался с травлей или агрессивным преследованием со стороны группы лиц (3%). Около 10% видели в соцсетях агрессивные сообщения, адресованные другим людям.

Некоторые стали жертвами размещения недостоверной или компрометирующей информации о себе (2%). Особенно подвержены этой форме коммуникативной агрессии пользователи, которые становились объектами нежелательного внимания или агрессии.

Чаще сталкиваются с киберагрессией в соцсетях проявляющие в них большую активность молодые пользователи: в самой юной возрастной когорте от 14 до 22 лет такой опыт имеют 43%; среди пользователей 23–29 лет их доля на 9 п. п. ниже (34%); в старших возрастных группах величина показателя еще сильнее снижается. Девушки чаще юношей становятся объектами нежелательного внимания (34 против 22%).

Характер пользования соцсетями также влияет на коммуникативные риски. Так, респонденты, которые «производят контент» (высказываются в личных сообщениях, постах или комментариях; размещают фотографии, делятся публикациями и др.), подвергаются киберагрессии чаще тех, кто этого не делает (32 против 11%). Выражение своей гражданской позиции (высказывания по общественным, политическим, экологическим и иным проблемам) также резко повышает соответствующие риски (57%). Еще одна категория пользователей, притягивающих к себе агрессоров, — блогеры, причем даже те, которые публикуют контент нерегулярно, время от времени. Около 63% представителей данной группы сталкивались в соцсетях с какими-либо формами нежелательного поведения.

Функционал всех социальных сетей предусматривает стандартные инструменты для противостояния нежелательному поведению, но прибегают к ним только 34% пользователей. Среди столкнувшихся с проблемами менее трети (30%) добавляли кого-то в черный список и лишь 14% жаловались на комментарии.

Среди респондентов, выражавших в соцсетях свою гражданскую позицию по каким-либо вопросам, и блогеров свыше половины задействовали функции блокировки пользователей (53%) или жалоб на комментарии (51%). В то же время среди пользователей, наблюдавших киберагрессию исключительно в адрес других людей или групп, только 18% осуществляли хотя бы одно из этих действий.

Лучше защищают себя в соцсетях пользователи с высоким уровнем цифровых навыков: более половины из них, столкнувшись с нежелательным поведением, применяли какие-либо инструменты защиты. Среди пользователей с низким уровнем цифровых навыков таких вдвое меньше — 26%. Таким образом, слабая востребованность инструментов защиты от киберагрессии отчасти связана с дефицитом цифровых навыков аудитории рунета.

 


Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным репрезентативного опроса населения России (N=10021, от 14 лет и старше; время проведения: 4 августа — 7 сентября 2022 г.), организованного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ; результаты проекта «Мониторинг цифровой трансформации общества» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

Материал подготовили Валентина Полякова, Иван Юдин


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск серии «Цифровая экономика»:
«Фейки, или поиск правды в интернете»

 

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ