• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Почти все домохозяйства в России выходят в сеть на высоких скоростях

Почти все домохозяйства в России выходят в сеть на высоких скоростях

Использован дизайн Freepik

Версия для печати

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ на основе новейшей официальной статистики анализирует тенденции распространения интернета и цифровых технологий в России по итогам 2022 г. и сопоставляет с предшествующими периодами и цифровыми практиками, характерными для других стран.

Результаты многолетних наблюдений за трендами цифровизации общества, которые ведет коллектив ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, показывают: среди российских домохозяйств устойчиво увеличивается доля имеющих доступ к интернету (в 2022 г. достигла 86,6% против 84% в 2021 г. и 69,9% в 2014 г.), при этом она постепенно сравнялась с долей имеющих широкополосный, или высокоскоростной, доступ: в 2022 г. почти все подключенные домохозяйства использовали именно его для выхода в сеть (85,5%) (рис. 1).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Несмотря на устойчивую положительную динамику, по степени проникновения интернета Россия пока уступает большинству стран, по которым имеются сопоставимые данные (рис. 2). Лидерами по доле домохозяйств, подключенных к интернету, остаются Норвегия и Швейцария (по 99%). Соседи России в этом рейтинге — Болгария (87%), Хорватия (86%) и Греция (85%).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Большинство российских домохозяйств без доступа в интернет отмечают, что не испытывают в нем нужды (77,1% домохозяйств, не подключенных к сети) или не имеют необходимых навыков для использования интернета (38,2%). Гораздо реже отсутствие объясняют высокими тарифами (10,3%) или стоимостью подключения (9,8%).

К продолжающим рост трендам цифровизации относится доминирование смартфона в качестве устройства для выхода в интернет: в 2022 г. им пользовались в 82,3% российских домохозяйств (рост более чем вдвое относительно 2014 г.) (табл. 1). Заметно выросла распространенность «развлекательных» цифровых устройств: Smart TV освоили 19% (против 4,4% в 2014 г.), игровые видеоприставки для выхода в сеть используют 5% домохозяйств (в 2014 г. — 2,1%). Популярность мобильных и планшетных компьютеров с годами практически не меняется: в 2022 г. их использовали 39,2% (в 2014 г. — 40,4%) и 22,8% (в 2014 г. — 21,6%) домохозяйств соответственно. Настольный компьютер для доступа к сети применяют в каждом третьем домохозяйстве (34,4%); в 2022 г. показатель удержался на уровне 2021 г. (34,2%), хотя ранее демонстрировал устойчивое снижение, а в 2014 г. именно стационарные компьютеры были основным устройством для выхода россиян в сеть (49,8%).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Вместе с распространением интернета растет и частота его использования. В 2022 г. хотя бы раз за три месяца, предшествующие опросу, выходили в сеть 85,4% россиян в возрасте 15 лет и старше, что почти на 10 п. п. выше показателя 2018 г. (76%). Причем почти все пользователи интернета (93,4% из них) подключаются к нему каждый или почти каждый день. Среди граждан, не выходивших в сеть в течение трех месяцев, более 85% — люди в возрасте 60 лет и старше. Среди представителей самой юной возрастной группы (от 15 до 24 лет) таких лишь 0,7%.

В последние годы отмечается постепенный рост уровня цифровых навыков россиян (рис. 3). Доля граждан, владеющих такими навыками на базовом уровне, в 2022 г. увеличилась до 27,3%. Выросла, хоть и незначительно, доля пользователей с «продвинутыми» навыками (выше базового уровня): с 12,1% в 2020 г. до 13,3% в 2022 г. Вместе с тем более 40% населения России в возрасте 15 лет и старше по-прежнему демонстрируют низкий уровень владения цифровыми навыками.

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Наиболее развиты у российских интернет-пользователей (выходивших в сеть за последние три месяца) коммуникационные цифровые навыки, которые предполагают выполнение таких действий, как: отправка и получение электронной почты, участие в социальных сетях, телефонные и видеозвонки через интернет, загрузка в сеть собственного контента. По крайней мере одним навыком из этой группы владеют почти все интернет-пользователи (91,2%) (рис. 4). Хуже всего развиты у россиян навыки настройки цифрового оборудования: только 28% пользователей передавали файлы между устройствами, устанавливали (или изменяли настройки) операционную систему и программное обеспечение, в частности антивирусные программы. С 2021 г. доля пользователей, имеющих такие навыки, сократилась на 5 п. п.

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

 


Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата и ОЭСР; результаты проекта «Мониторинг цифровой трансформации бизнеса» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

Материал подготовили Лилия Кузина, Евгений Попов, Роман Щербаков


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущие выпуски серии «Цифровая экономика»:
«Развитие бизнеса на цифровых платформах»
«Кто и почему не пользуется интернетом в России?»

 

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ