• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

ЕС стандартизирует требования к ученым

ЕС стандартизирует требования к ученым

Использован дизайн Freepik

Версия для печати

В июле 2023 года Еврокомиссия представила комплекс мер, которые призваны расширить карьерные возможности более 2 млн ученых по всей Европе. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучил рекомендованные принципы построения научной карьеры в ЕС и общие подходы к развитию кадрового потенциала, определенные в обновленной инициативе «Европейское исследовательское пространство».

Инициатива «Европейское исследовательское пространство» (European Research Area, ERA) была запущена в 2000 г. с целью создания единого рынка исследований, технологий и инноваций на территории ЕС. Новый импульс к развитию ERA получила после выхода в 2018 г. отчета о ее промежуточных итогах. В «Политической повестке ERA на период 2022–2024 гг.» (принята в 2021 г. в соответствии с «Пактом об исследованиях и инновациях») были определены 20 ключевых мер по развитию науки в Европе и поддержке исследователей, в частности, способствующие росту привлекательности карьеры в науке, повышающие открытость ее результатов, усиливающие международную кооперацию ученых и др.

В обзоре также рассматриваются: «Проект рекомендаций Европейского совета» (сформулированы принципы построения научной карьеры, которыми должны руководствоваться европейские исследователи и их работодатели — организации сферы науки, компании, органы госуправления и некоммерческие организации), «Хартия исследователей» (приложение № 2 к «Проекту рекомендаций ЕС») и «Европейские стандарты компетенций исследователей».

Европейский союз всячески наращивает возможности в сфере фундаментальных исследований и передовых разработок (см. «Технологический суверенитет Европы обеспечат “глубокие” технологии и таланты»), стремится установить для всех субъектов инновационной системы единые и прозрачные «правила игры» и повысить привлекательность и эффективность научной работы. В обновленной редакции «Хартии исследователей» (первая вышла в 2005 г.) определены общие принципы, обязанности, роли и права исследователей, их работодателей, финансирующих организаций и органов власти всех стран ЕС.

20 главных принципов научной работы сгруппированы по четырем направлениям:

(1) Этический вектор научного поиска. Деятельность исследователей расширяет границы знаний, а ее результаты должны быть доступны и нести благо обществу. Ученые должны подходить к своей работе добросовестно, ответственно и беспристрастно; при этом они вольны сами определять исследовательские задачи и методы их решения; следуя принципам открытой науки, должны делиться результатами, участвовать в рецензировании работ коллег и приобщать к своим проектам граждан.

(2) Прозрачные процедуры оценки работы ученых, их найма и продвижения. Для оценивания результатов исследований важно применять надежные количественные индикаторы, учитывающие разнообразие их форматов (публикации, наборы данных, методы, патенты и др.) и видов деятельности (включая преподавание, руководство проектами, наставничество, экспертизу, коммерциализацию знаний, технологическое предпринимательство, научные коммуникации, методологические разработки); но приоритетными критериями результативности исследований должны быть качественные, например измерение их влияния на развитие общества и самой сферы науки, технологий и инноваций. Работодатели и финансирующие организации должны обеспечить оценивание результатов исследований на регулярной основе независимой комиссией. Руководителям важно выстроить открытые, прозрачные, недискриминационные процедуры отбора и найма кандидатов на научные должности и создать стабильные условия трудоустройства. Следует ввести практику постоянных исследовательских должностей (tenure track); для выполнения долгосрочных или часто повторяющихся задач ученых следует нанимать на бессрочные контракты, а срочные не должны превышать трети от общей численности исследователей в организации. Треки карьерного продвижения должны быть понятными для сотрудников, предусматривать гибридные траектории и варианты академической мобильности (географической, межсекторальной, междисциплинарной, межорганизационной).

(3) Благоприятные условия труда на всех этапах карьеры исследователей, в том числе для начинающих. Работодателям рекомендуется гарантировать ученым привлекательную заработную плату, адекватную компенсацию за использование полученных результатов их интеллектуальной деятельности, меры социальной поддержки (пособия по болезни и уходу за ребенком, безработице и др.), разные варианты занятости (неполный рабочий день, гибкий график, удаленная занятость, возможность взять академический отпуск), обеспечить наличие в организациях квалифицированного вспомогательного (административного) персонала и оснастить рабочие места современным оборудованием.

(4) Непрерывное профессиональное развитие. В странах ЕС поощряется постоянное совершенствование занятых в сфере исследований и разработок как в государственном, так и в частном секторах. Работодателям рекомендуется предоставлять ученым широкий спектр карьерных возможностей, оказывать поддержку в разработке и реализации индивидуального плана развития по направлениям профессиональной и образовательной подготовки (в том числе в рамках программ мобильности) и всячески поддерживать их преподавательскую деятельность, позволяющую структурировать и распространять научные знания. За исследователями на начальных стадиях карьеры предлагается закрепить опытных наставников, которые при этом сами должны непрерывно совершенствовать свои навыки и компетенции.

Еще одна новация 2023 г. — предложение принять единые «Европейские стандарты компетенций исследователей» (ResearchComp1). В их основе лежит матрица компетенций, которыми должны обладать ученые по таким основным направлениям, как: когнитивные навыки, саморазвитие, проведение исследований, использование профессионального инструментария, сотрудничество, управление исследованиями, продвижение результатов (рис. 1).

По каждому из семи направлений представлены и описаны необходимые компетенции по четырем уровням: базовый, средний, продвинутый и экспертный. Также организациям стран ЕС рекомендовано при публикации вакансий для исследователей указывать один из четырех профилей, определяющих требуемый уровень квалификации2 (рис. 2).

Для агрегации данных обо всех исследовательских вакансиях в «Проекте рекомендаций ЕС» предусмотрена разработка общеевропейского карьерного портала ERA Talent Platform, который, как предполагается, дополнит существующий ресурс EURAXESS и представит более целостную картину поддержки исследователей. Странам ЕС рекомендуется обеспечить обмен информацией между новым порталом и аналогичными национальными сайтами вакансий ученых.

Комментирует

Гершман Михаил Анатольевич

МИхаил Гершман

директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Рассмотренные документы, в первую очередь «Проект рекомендаций ЕС», продолжают политику создания единого исследовательского пространства и повышения привлекательности научной карьеры в странах ЕС. Европейские законодатели стараются стандартизировать принципы и критерии найма, оценки, профессионального развития и поощрения ученых. Для последних это означает возможность построить более понятную и предсказуемую карьеру, позволяющую при этом менять научную специализацию или работать одновременно над проектами из разных областей науки. Уравниваются права исследователей, работающих в разных типах организаций — университетах, исследовательских центрах, компаниях.

Представляют интерес и конкретные меры. Так, выделение профилей исследователей позволяет более четко структурировать меры поддержки ученых на разных этапах их карьерного пути. Принципы оценки результативности ориентируют работодателей и научные фонды на повышение качества экспертизы и учет разнообразия результатов труда исследователей. Рекомендация по введению в организациях Европы постоянных должностей (tenure track) может стать хорошим стимулом для выбора профессии ученого. Матрица компетенций, в свою очередь, упрощает подходы к профессиональной подготовке и аттестации научных кадров. В то же время чрезмерная стандартизация имеет и определенные риски, связанные, например, с повышением административной нагрузки на исследователей или формализацией систем оценки.

Многие из рассмотренных мер перекликаются с российской повесткой: в нашей стране также реализуются инициативы по совершенствованию системы научной экспертизы, повышению оплаты труда ученых, содействию академической мобильности. В контексте задач обеспечения технологического суверенитета европейский опыт может быть полезным с точки зрения развития механизмов поддержки исследовательских кадров.


Источники: официальные документы ЕС, результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных государственным заданием НИУ ВШЭ.

 

Материал подготовил Заур Мамедьяров

В обработке информации принимал участие Ф. Х. Брамбила Мартинес


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на автора материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Делаем науку в России: цифровая трансформация»

 

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ