Как выглядит сегодня научно-технологическая политика Китая?
КНР в относительно короткий срок заняла передовые позиции в науке и технологиях и стала ощутимо влиять на мировую повестку в этой сфере. Какими путями власти Поднебесной ведут страну к глобальному лидерству? Сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ с помощью системы интеллектуального анализа больших данных iFORA рассмотрели важнейшие инициативы по поддержке научно-технологического развития в Китае, принятые за последние пять лет.
Китай занимает первое место в мире по количеству высокоцитируемых статей в международных научных журналах, приблизился по уровню затрат на исследования и разработки к США, и опережает конкурентов по многим направлениям критических технологий. Такие успехи во многом достигнуты благодаря успешным мерам государственной поддержки и регулирования. Изучение документов научно-технологической политики позволило выявить тематики, находящиеся в фокусе внимания китайского правительства (рис. 1).
Для повышения конкурентоспособности (1-е место в табл. 1) КНР создает масштабную инфраструктуру, связанную с поддержкой исследований (2-е место) и внедрением передовых технологий (4-е место), включая физическую и цифровую. Так, государство расширяет охват сетями связи пятого поколения (5G ReCap) в целях построения Интернета вещей, развивает платформу для конструирования метавселенных, призванную обеспечить гражданам более удобный доступ к различным сервисам в виртуальной реальности, а предприятиям — возможности разработки цифровых двойников. Одной из примечательных инфраструктурных инициатив КНР выступает развертывание вычислительных мощностей для реализации инноваций (в том числе на основе искусственного интеллекта) во всех отраслях экономики.
Правительство в последние годы направляет значительные ресурсы на поддержку исследований (2-е место), в первую очередь фундаментальных. Финансовые средства идут преимущественно на реализацию масштабных долгосрочных проектов, в конечном итоге нацеленных на решение практических задач (на рис. 1 это находит отражение в относительной близости термина «фундаментальные исследования» к технологическим и экономическим тематикам). Государство активно стимулирует бизнес вкладываться в развитие фундаментальной науки. Отдельные программы направлены на формирование благоприятной среды для работы ученых и повышение престижа научной карьеры, особенно на начальных ее этапах. Ряд специальных мер введен для R&D-центров зарубежных организаций: им предоставляются дополнительные гарантии охраны прав на результаты исследований и безопасности трансграничной передачи корпоративных данных; упрощена процедура получения вида на жительство для высококвалифицированных сотрудников.
Среди заметных инициатив в сфере государственного регулирования (3-е место) — реформа системы оценки научных кадров, нацеленная на учет актуальных потребностей экономики и общества, а также качественных, а не только количественных показателей. Для поддержки наукоемкого бизнеса власти Китая предлагают широкий спектр льгот и финансовых инструментов. Например, демонстрирует эффективность дифференцированный подход к налоговому регулированию деятельности разных акторов национальной инновационной системы (см. справку).
Важным направлением поддержки технологических компаний, особенно малых и средних, является повышение доступности заемных средств на реализацию инновационных проектов, включая использование интеллектуальной собственности в качестве залога по займам, страхование инвестиций в новые технологии, поддержку выхода на рынок облигаций компаний, участвующих в инновационных консорциумах.
На фоне острых экологических проблем в Китае особое место занимают вопросы перехода страны на принципы устойчивого развития (5-е место). По этой причине приоритетом становятся ускоренные разработка и внедрение зеленых технологий, что достигается путем ужесточения стандартов, увеличения госзакупок экологически чистых товаров и услуг и запуска специализированных платформ для торговли зеленой продукцией. Помимо прочего, власти поддерживают цифровизацию энергетики и соответствующие пилотные проекты компаний. Ведутся исследования и расширяется производство новых материалов для фотоэлектрической промышленности. С 2021 г. реализуется долгосрочный план развития водородной энергетики, нацеленный на совершенствование технологических решений в этой сфере и диверсификацию способов применения водорода в экономике.
Власти КНР вовлекают широкие слои общества в реализацию амбициозных задач по достижению мирового научно-технологического лидерства и в свете этого пристальное внимание уделяют вопросам повышения научной грамотности и формирования компетенций (6-е место среди приоритетных тематик госполитики). При этом для разных акторов национальной инновационной системы предлагается свой набор релевантных мер по усилению человеческого потенциала. Так, малым и средним предприятиям государство оказывает помощь с наймом специалистов из исследовательских организаций и вузов и привлечением работников высшей квалификации из-за рубежа (в том числе в рамках национальных программ поддержки талантов). Колледжи и университеты при содействии правительства наращивают научный потенциал и активно внедряют дисциплины, востребованные быстроразвивающимися отраслями. Кроме того, вузы страны ежегодно расширяют подготовку программистов, обучение студентов и различных категорий работников цифровым навыкам и цифровому предпринимательству. Власти Китая повышают требования и к квалификации госслужащих, причастных к управлению научно-технологической сферой, и к уровню менеджмента в целом; в рамках отдельного национального проекта изучаются перспективы принятия управленческих решений на основе больших данных.
Комментирует
Михаил Гершман
директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Китай по многим показателям выступает одним из глобальных лидеров научно-технологического развития. Достичь доминирующих позиций стране удалось в довольно короткий срок, чему способствовала комплексная и целенаправленная государственная политика. Портфель мер поддержки университетов, научных центров и инновационных компаний в Китае сочетает элементы разных направлений политики — от ускоренного создания технологической и промышленной инфраструктуры, налогового стимулирования технологических МСП и развития рынков интеллектуальной собственности до финансирования исследовательских проектов по конкретным технологическим направлениям (альтернативная энергетика, новые материалы, робототехника, искусственный интеллект, квантовые технологии и др.), стимулирования спроса на них, поддержки цифровизации отраслей. Особый акцент политики Китая — повышенное внимание к человеческому капиталу, что проявляется в проектах массовой подготовки кадров, а также реализации крупных программ привлечения талантов как на уровне страны, так и провинций и городов.
Источники: расчеты на основе системы интеллектуального анализа больших данных iFORA (правообладатель — ИСИЭЗ НИУ ВШЭ); результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Сергей Бредихин и Инга Иванова
Предыдущий выпуск серии «iFORA-экспресс»: «Тренды мировой научно-технической политики в II квартале 2024 года»