• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Как выглядит сегодня научно-технологическая политика Китая?

Как выглядит сегодня научно-технологическая политика Китая?

Использован дизайн Freepik

Версия для печати

КНР в относительно короткий срок заняла передовые позиции в науке и технологиях и стала ощутимо влиять на мировую повестку в этой сфере. Какими путями власти Поднебесной ведут страну к глобальному лидерству? Сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ с помощью системы интеллектуального анализа больших данных iFORA рассмотрели важнейшие инициативы по поддержке научно-технологического развития в Китае, принятые за последние пять лет.

Справочно: Система интеллектуального анализа больших данных iFORA разработана ИСИЭЗ НИУ ВШЭ с применением передовых технологий искусственного интеллекта и включает свыше 800 млн документов (научные публикации, патенты, нормативная правовая база, рыночная аналитика, отраслевые медиа, материалы международных организаций, вакансии и другие виды источников). В 2020 г. iFORA отмечена в журнале Nature в качестве эффективного инструмента поддержки принятия решений в интересах бизнеса и органов власти. ОЭСР относит систему к успешным инициативам в области цифровизации науки.

Китай занимает первое место в мире по количеству высокоцитируемых статей в международных научных журналах, приблизился по уровню затрат на исследования и разработки к США, и опережает конкурентов по многим направлениям критических технологий. Такие успехи во многом достигнуты благодаря успешным мерам государственной поддержки и регулирования. Изучение документов научно-технологической политики позволило выявить тематики, находящиеся в фокусе внимания китайского правительства (рис. 1).

Для повышения конкурентоспособности (1-е место в табл. 1) КНР создает масштабную инфраструктуру, связанную с поддержкой исследований (2-е место) и внедрением передовых технологий (4-е место), включая физическую и цифровую. Так, государство расширяет охват сетями связи пятого поколения (5G ReCap) в целях построения Интернета вещей, развивает платформу для конструирования метавселенных, призванную обеспечить гражданам более удобный доступ к различным сервисам в виртуальной реальности, а предприятиям — возможности разработки цифровых двойников. Одной из примечательных инфраструктурных инициатив КНР выступает развертывание вычислительных мощностей для реализации инноваций (в том числе на основе искусственного интеллекта) во всех отраслях экономики.

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Правительство в последние годы направляет значительные ресурсы на поддержку исследований (2-е место), в первую очередь фундаментальных. Финансовые средства идут преимущественно на реализацию масштабных долгосрочных проектов, в конечном итоге нацеленных на решение практических задач (на рис. 1 это находит отражение в относительной близости термина «фундаментальные исследования» к технологическим и экономическим тематикам). Государство активно стимулирует бизнес вкладываться в развитие фундаментальной науки. Отдельные программы направлены на формирование благоприятной среды для работы ученых и повышение престижа научной карьеры, особенно на начальных ее этапах. Ряд специальных мер введен для R&D-центров зарубежных организаций: им предоставляются дополнительные гарантии охраны прав на результаты исследований и безопасности трансграничной передачи корпоративных данных; упрощена процедура получения вида на жительство для высококвалифицированных сотрудников.

Среди заметных инициатив в сфере государственного регулирования (3-е место) — реформа системы оценки научных кадров, нацеленная на учет актуальных потребностей экономики и общества, а также качественных, а не только количественных показателей. Для поддержки наукоемкого бизнеса власти Китая предлагают широкий спектр льгот и финансовых инструментов. Например, демонстрирует эффективность дифференцированный подход к налоговому регулированию деятельности разных акторов национальной инновационной системы (см. справку).

Справочно: Для стимулирования микроэлектронной промышленности в Китае предприятия, освоившие технологические процессы 28 нм, освобождаются от налога на прибыль на десять лет. Внедрение техпроцессов 65 нм и 130 нм позволяет предприятиям не платить данный налог в течение пяти или двух лет, а далее еще пять или три года соответственно уплачивать его по льготной ставке (вдвое ниже базовой). В свою очередь, исследовательские учреждения в КНР не платят налог на добавленную стоимость при закупке отечественного оборудования.

Важным направлением поддержки технологических компаний, особенно малых и средних, является повышение доступности заемных средств на реализацию инновационных проектов, включая использование интеллектуальной собственности в качестве залога по займам, страхование инвестиций в новые технологии, поддержку выхода на рынок облигаций компаний, участвующих в инновационных консорциумах.

На фоне острых экологических проблем в Китае особое место занимают вопросы перехода страны на принципы устойчивого развития (5-е место). По этой причине приоритетом становятся ускоренные разработка и внедрение зеленых технологий, что достигается путем ужесточения стандартов, увеличения госзакупок экологически чистых товаров и услуг и запуска специализированных платформ для торговли зеленой продукцией. Помимо прочего, власти поддерживают цифровизацию энергетики и соответствующие пилотные проекты компаний. Ведутся исследования и расширяется производство новых материалов для фотоэлектрической промышленности. С 2021 г. реализуется долгосрочный план развития водородной энергетики, нацеленный на совершенствование технологических решений в этой сфере и диверсификацию способов применения водорода в экономике.

Власти КНР вовлекают широкие слои общества в реализацию амбициозных задач по достижению мирового научно-технологического лидерства и в свете этого пристальное внимание уделяют вопросам повышения научной грамотности и формирования компетенций (6-е место среди приоритетных тематик госполитики). При этом для разных акторов национальной инновационной системы предлагается свой набор релевантных мер по усилению человеческого потенциала. Так, малым и средним предприятиям государство оказывает помощь с наймом специалистов из исследовательских организаций и вузов и привлечением работников высшей квалификации из-за рубежа (в том числе в рамках национальных программ поддержки талантов). Колледжи и университеты при содействии правительства наращивают научный потенциал и активно внедряют дисциплины, востребованные быстроразвивающимися отраслями. Кроме того, вузы страны ежегодно расширяют подготовку программистов, обучение студентов и различных категорий работников цифровым навыкам и цифровому предпринимательству. Власти Китая повышают требования и к квалификации госслужащих, причастных к управлению научно-технологической сферой, и к уровню менеджмента в целом; в рамках отдельного национального проекта изучаются перспективы принятия управленческих решений на основе больших данных.

Комментирует

Гершман Михаил Анатольевич

Михаил Гершман

директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Китай по многим показателям выступает одним из глобальных лидеров научно-технологического развития. Достичь доминирующих позиций стране удалось в довольно короткий срок, чему способствовала комплексная и целенаправленная государственная политика. Портфель мер поддержки университетов, научных центров и инновационных компаний в Китае сочетает элементы разных направлений политики — от ускоренного создания технологической и промышленной инфраструктуры, налогового стимулирования технологических МСП и развития рынков интеллектуальной собственности до финансирования исследовательских проектов по конкретным технологическим направлениям (альтернативная энергетика, новые материалы, робототехника, искусственный интеллект, квантовые технологии и др.), стимулирования спроса на них, поддержки цифровизации отраслей. Особый акцент политики Китая — повышенное внимание к человеческому капиталу, что проявляется в проектах массовой подготовки кадров, а также реализации крупных программ привлечения талантов как на уровне страны, так и провинций и городов.

 


Источники: расчеты на основе системы интеллектуального анализа больших данных iFORA (правообладатель — ИСИЭЗ НИУ ВШЭ); результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных государственным заданием НИУ ВШЭ.

Материал подготовили Сергей Бредихин и Инга Иванова


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск серии «iFORA-экспресс»: «Тренды мировой научно-технической политики в II квартале 2024 года»