Господдержка университетской науки в Китае
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал инициативы КНР, направленные на поддержку и развитие научного потенциала университетов страны. В последние годы все большее число китайских вузов получают международное признание не только в качестве передовых образовательных учреждений, но и исследовательских центров мирового уровня.
Китай стремительно развивает систему высшего образования, укрепляет исследовательский потенциал своих вузов и добивается на этом пути заметных успехов. Так, всего шесть лет назад только два китайских университета входили в топ-100 лучших вузов мира в профильном Шанхайском рейтинге (ARWU), а сейчас в первой сотне присутствуют уже 10 университетов из Поднебесной. Некоторые из них имеют бюджеты, сопоставимые по размерам с ведущими американскими — к примеру, Гарвардом или Массачусетским технологическим институтом. Такие масштабные перемены являются результатом последовательной государственной политики, направленной на достижение страной статуса глобального научно-технологического лидера.
Отправной точкой стал запуск Министерством образования КНР «Проекта 211» (1995–2016 гг.), нацеленного на формирование группы университетов международного класса по уровню научных исследований и подготовки кадров. В итоге участниками программы стали 112 вузов. Она была признана успешной еще на промежуточном этапе реализации: во многом благодаря ей уже за первое десятилетие (1995–2005 гг.) численность аспирантов в стране выросла в 6,2 раза, а число статей китайских авторов, опубликованных за период Х пятилетнего плана (2001–2005 гг.), в 7,9 раза превысило аналогичный показатель более раннего VIII плана (1991–1995 гг.).
Продолжив курс на поддержку вузовской науки, Министерство образования в 1998 г. объявило о запуске «Плана 985» (действовал до 2016 г.), которым изначально были охвачены девять наиболее престижных государственных университетов: Университет Цинхуа, Пекинский, Чжэцзянский, Фуданьский, Нанкинский, Шанхайский университет транспорта, Научно-технический университет Китая, Харбинский политехнический и Сианьский транспортный университеты. Спустя три года к ним присоединились еще 30 вузов — участников «Проекта 211». В отличие от последнего, новая инициатива была нацелена на создание относительно узкой группы исследовательских университетов мирового уровня. По общему объему госфинансирования за весь период реализации «План 985» (1998–2016 гг.) почти втрое превзошел «Проект 211» (1995–2016 гг.): 59.1 против 20 млрд юаней (809,3 против 273,7 млрд руб.1).
С целью укрепления человеческого потенциала науки китайское правительство поставило задачу привлечь в страну большое число иностранных ученых, для чего в 2006 г. была запущена «Программа 111» (действовала до 2018 г.). В рамках нее планировали открыть 100 научно-исследовательских центров при университетах из «Проекта 985», каждый из которых должен был привлечь для работы в Китае и проведения совместных исследований не менее 10 зарубежных ученых. В отличие от известной программы «Тысяча талантов», нацеленной преимущественно на возвращение этнических китайцев, получивших ученую степень в лучших университетах мира (см. Китай запустил новую программу привлечения талантов), по «Программе 111» приглашались всемирно известные профессора и ученые не старше 70 лет (за исключением нобелевских лауреатов, на которых не распространялись возрастные ограничения), а также члены их команд моложе 50 лет (допускалась возможность их пребывания в стране до шести месяцев). В период XI пятилетки (2006–2010 гг.) общие затраты Госуправления по делам иностранных экспертов2 на эту инициативу составили не менее 300 млн юаней (4,1 млрд руб.), такой же объем средств был выделен со стороны Министерства образования и других органов власти.
К 2016 г., когда часть вузов-участников «Проекта 985» не продемонстрировали прогресс, программу приостановили. Однако уже в следующем году Министерство образования совместно с Министерством финансов и Национальной комиссией по развитию и реформам запустили новую инициативу «Двойной первый класс», нацеленную на продвижение китайских университетов в общих и предметных мировых рейтингах. В ее рамках к 2020 г. планировалось сформировать первоначальные группы университетов мирового уровня и вузов — лидеров в отдельных научных направлениях, к 2030 г. — нарастить их число, а к 2050 г. — возглавить мировые рейтинги университетов и «научных дисциплин» (предметных областей науки). Для этого, в числе прочего, было предусмотрено поощрение тесного сотрудничества с зарубежными исследовательскими организациями, признание иностранных квалификаций, а также участие в установлении международных стандартов и правил, касающихся академической и студенческой мобильности.
На момент запуска к участию в «Двойном первом классе» были приняты 137 вузов (из 2913 на 2017 г.). Среди них примерно треть (42) должны были стать университетами мирового класса, точнее относиться к одному из двух: «классу А» — «стремящихся к мировому уровню» (36 вузов) либо «классу В» — вузам с высоким потенциалом (6); остальные должны были достичь лидерских позиций в тех или иных научных дисциплинах (из 456 отобранных)3.
Для участия в программе вузы-заявители готовили индивидуальные планы, которые далее выносились на Государственный совет. В случае одобрения в 2023 г. отдельные университеты могли получить грант в размере более 200 млн юаней (2,7 млрд руб.)4. Средства выделяли либо центральные власти (из их бюджетов финансируются национальные ключевые университеты), либо органы местного управления (обеспечивают поддержку региональных вузов).
Контроль за ходом программы обеспечивал специальный комитет, в который входили представители госорганов, университетов, исследовательских организаций и компаний. Он также давал рекомендации по отбору и участию вузов в проекте, хотя окончательное решение принимали курирующие министерства. Последние также вели общий мониторинг и регулярную оценку хода реализации программы. В случае существенных отклонений вуз получал публичное предупреждение и по итогам повторной оценки мог быть исключен из программы.
В 2020 г. завершился первый этап программы «Двойной первый класс», на которую с 2018 г. было потрачено 104,9 млрд юаней (1,4 трлн руб.). Ее эффективность оценивалась, в первую очередь, на основе продвижения вузов в глобальных рейтингах. Так, 71 университет материкового Китая вошел в топ-500 ARWU и 6 — в топ-100 (рис. 1); 4 и 6 вузов попали в топ-100 рейтингов Times Higher Education и QS соответственно, а Университет Цинхуа и Пекинский университет — в топ-25. Более того, по данным ARWU, в 2020 г. китайские университеты вышли на первое место в 14 научных областях, таких как материаловедение и инженерия, был достигнут заметный прогресс в квантовой науке. При этом Чжэцзянский университет и Университет Сунь Ятсена стали лидерами рейтинга по числу научных дисциплин (48), входящих в топ-500; следом за ними идут Университет Цинхуа, Пекинский университет, Шанхайский транспортный университет, Уханьский университет и Фуданьский университет (по 40 дисциплин).
Хотя первоначальные цели программы были достигнуты, все еще заметен разрыв в уровне научных исследований между китайскими и ведущими зарубежными университетами; также не была решена задача по созданию диверсифицированного кадрового резерва.
При запуске второго этапа программы в 2022 г. ее скорректировали: новым приоритетом стал вклад проводимых в университетах исследований в обеспечение технологического суверенитета страны и ее экономический рост на основе инноваций. Число участников расширилось: программа теперь распространяется на 147 университетов и включает около 330 научных дисциплин, в которых вузы должны демонстрировать глобальное лидерство. Особое внимание уделяется междисциплинарным направлениям исследований, которые не учитывались в рамках первого этапа программы. 59 дисциплин в настоящее время относятся к фундаментальным наукам, 180 — инженерным, 92 — общественным и гуманитарным (без учета Пекинского университета и Университета Цинхуа, которые самостоятельно определяют специализации). Отбор университетов и дисциплин проводился с учетом потенциала выращивания перспективных кадров в приоритетных научно-технологических областях.
Комментирует
Михаил Гершман
директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
В последние 30 лет Китай проводит целенаправленную политику по повышению глобальной конкурентоспособности ведущих университетов. При этом приоритет отдается укреплению сравнительно небольшого числа организаций — потенциальных мировых лидеров. Ключевая актуальная программа в этой области — «Двойной первый класс» — ставит для каждого вуза-участника индивидуальные цели по развитию конкретных научных дисциплин, стратегически важных для страны. Результаты политики налицо: в 2024 г. шесть университетов Китая вошли в топ-10 индекса Nature (строится на основе числа статей, опубликованных в высокорейтинговых естественнонаучных и медицинских научных журналах), обойдя американские Stanford и MIT.
В России действует во многом схожая программа «Приоритет 2030», которая является одной из наиболее крупных и, по оценкам руководителей организаций сферы науки, одной из самых эффективных национальных инициатив в сфере развития высшего образования и университетской науки. Вместе с тем, с учетом необходимости достижения национальной цели по обеспечению присутствия России в десятке стран — научных лидеров, и при опережающих темпах финансирования китайских и других зарубежных вузов, иная стратегия, нежели последовательное наращивание поддержки отечественных университетов, вряд ли возможна.
Источники: результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Яна Яворская, Михаил Гершман, Сергей Бредихин
Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Вклад малого бизнеса в науку»
См. также: