Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Внутренние ограничения и внешние барьеры для развития инжиниринговой деятельности в вузах

Внутренние ограничения и внешние барьеры для развития инжиниринговой деятельности в вузах

Использован дизайн upklyak/Freepik

Версия для печати

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует барьеры для выхода вузов на рынок инжиниринговых услуг.

Эмпирической базой для анализа послужили результаты проведенного в 2024 году статистического обследования инжиниринговой деятельности 2204 организаций, включая их филиалы, из всех федеральных округов Российской Федерации, среди которых: 1035 вузов, 883 научные организации, 286 малых инновационных предприятий (МИП). Результаты обследования дополняют экспертные оценки, полученные в ходе углубленных интервью с руководителями подразделений ведущих вузов, занимающихся инжиниринговой деятельностью.

К инжиниринговым услугам в рамках обследования отнесены: инженерно-техническое проектирование изделий, технологических (производственных) процессов, объектов капитального строительства и культурного наследия (включая сопровождение заказчика при их эксплуатации), инженерно-техническое консультирование на этапах разработки, подготовки производства, строительства или ввода в эксплуатацию объектов и систем, независимая экспертиза проектных и технических решений, управление проектами по оказанию инжиниринговых услуг.

Чем примечательны вузы для рынка инжиниринговых услуг, почему важно стимулировать расширение их участия с помощью государственных программ поддержки? По результатам углубленных интервью с руководителями инжиниринговых центров ведущих вузов можно выделить ряд особенностей вузов как поставщиков инжиниринговых услуг:

  • обладание возможностями для реализации комплексных проектов (от научных исследований и разработок до запуска производства);
  • готовность вузов (их подразделений) гибко перестраиваться на работу под заказ в отличие от коммерческих инжиниринговых компаний, ориентированных на создание серийных решений;
  • готовность выстраивать гибкую политику взаиморасчетов с заказчиком и адаптировать разработку инжиниринговых решений с учетом финансовых ограничений клиентов.

Внутренние ограничения

В числе ключевых внутренних ограничений руководители ряда инжиниринговых подразделений ведущих вузов, участвовавшие в углубленных интервью, выделили следующие.

Отсутствие или минимальные масштабы научно-исследовательской деятельности, особенно прикладных исследований

По мнению экспертов, важную роль для развития инжиниринговой деятельности играет наличие у вузов многолетнего опыта научных исследований и разработок. Это могут быть как личные достижения лидеров исследовательских команд, так и достижения коллективов, рабочих групп.

Об этом наглядно свидетельствуют результаты обследования, согласно которым существует положительная связь между активностью организаций в областях прикладных научных исследований и инжиниринга (рис. 1). Минимальные объемы исследовательской деятельности оказались у вузов, не занимающихся инжиниринговой деятельностью или выполняющих работы в этой области на сумму менее 10 млн рублей, максимальные — у оказывающих наибольшие объемы услуг.

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Аналогичная зависимость наблюдается между стоимостью объектов интеллектуальной собственности, которую можно считать показателем результативности научно-исследовательской деятельности, и масштабами инжиниринговой деятельности. В частности, средняя полная учетная стоимость объектов интеллектуальной собственности у не оказывавших инжиниринговые услуги составляет 3 млн рублей, а у оказывавших эти услуги — 25,1 млн рублей.

Дефицит оборудования и кадров, обладающих необходимыми компетенциями

Результаты обследования подтвердили, что лучше обеспеченные ресурсами организации ведут более масштабную инжиниринговую деятельность: вузы с максимальными объемами инжиниринговой деятельности, с одной стороны, лучше обеспечены оборудованием (рис. 2), с другой стороны, интенсивнее его используют (рис. 3).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Существует также взаимосвязь численности штатных научно-педагогических работников, выполнявших прикладные научные исследования и разработки, и объема инжиниринговых услуг (рис. 4). А роль инженерно-технических работников особенно заметна в организациях с объемом инжиниринговых услуг от 200 млн рублей: в них численность вовлеченных в прикладную науку примерно в 10 раз выше по сравнению с вузами, у которых объем инжиниринговых услуг меньше.

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Отсутствие или недостаточный опыт участия исследовательских команд в проектах по внедрению разработок

Косвенно свидетельствовать о существенных масштабах коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и ее системном характере может наличие в вузе подразделения, отвечающего за коммерциализацию. По результатам обследования, у 67% вузов, занимающихся прикладными научными исследованиями, отсутствует центр трансфера технологий.

Отсутствие у участников команд, подразделений навыков управления проектами, знаний основ бизнес-культуры

По мнению экспертов, участвовавших в углубленных интервью, не только руководителям, но и инженерам, исследователям для реализации инжиниринговых проектов необходим опыт работы в качестве руководителя проекта или отдельной его части. 

При этом руководители инжиниринговых центров, сотрудничавшие с коллегами из других подразделений вуза в рамках инжиниринговых проектов, отмечали, что последние могут самонадеянно соглашаться на выполнение работ, переоценивая свои возможности по срокам исполнения, имеющимся ресурсам, компетенциям.

Разработка формальных стратегий, концентрация только на текущих задачах

По оценкам экспертов, у лидера и его команды должно быть прозрачное видение не только текущих задач, но и среднесрочных целей и этапов их достижения, особенно при формировании планов развития по окончании грантового финансирования. Например, руководитель одного из ведущих инжиниринговых центров в области машиностроения, участвовавшего в грантовой программе в рамках Плана мероприятий («дорожной карты») в области инжиниринга и промышленного дизайна, видит будущее своей команды в выходе на новый уровень: в реализации задач «выращивания» технологических предпринимателей, в оказании помощи стартапам в области инжиниринга, в преобразовании центра в холдинг. В другом вузе-участнике этой же грантовой программы, который занимается инжинирингом в области химических наук и технологий, концепция развития также связана с инновационной прикладной задачей — моделированием унифицированных химико-технологических систем, позволяющих создать многоассортиментную площадку, производственные мощности которой могли бы оперативно перестраиваться с одного продукта на другой с целью своевременного удовлетворения запросов заказчиков.

Пассивная позиция на исследовательском и инжиниринговом рынках

По мнению руководителей инжиниринговых центров, успех их подразделений связан, в первую очередь, не с работой по холодным контактам, а с активным маркетингом на ключевых выставках, форумах, где присутствуют потенциальные заказчики; с ведением «детальной летописи для самопрезентации опыта работ»; с участием или нацеленностью на участие «в экспертных клубах» по профильным областям (например, в качестве экспертов при разработке нормативных документов, проектов государственных программ, а также в качестве операторов программ).

По результатам обследования, чем масштабнее инжиниринговая деятельность, тем активнее вузы делятся информацией о ее результатах и имеющихся ресурсах, размещая сведения на официальных сайтах с целью привлечения заказчиков (рис. 5).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Отсутствие эффективного проектного офиса (централизованного или встроенного в инжиниринговый центр), осуществляющего координацию и взаимодействие с отраслевыми предприятиями

По результатам обследования, наличие проектного офиса и его функциональная наполненность коррелирует с инжиниринговой деятельностью. В частности, только в 25% вузов, не реализующих инжиниринговые проекты, создано подразделение, осуществляющее координацию и взаимодействие с отраслевыми предприятиями. Обратная ситуация складывается в вузах, оказывающих инжиниринговые услуги, — здесь у 96% уже созданы такие структуры.
Эксперты, участвовавшие в углубленных интервью, выделили ключевые задачи проектного офиса: коммуникации с внешними заказчиками и внутри вуза в рамках выполнения проектов. Эффективное решение этих задач — организация механизма «одного окна» для приема заявок, их обработка и исполнение. Реализация этого механизма предполагает, что проектный офис становится брокером для заказчиков, собирающим портфель заявок. По результатам обследования, у 94% вузов, занимающихся инжиниринговыми проектами, в рамках проектного офиса организована работа по приему и обработке заявок отраслевых предприятий.

В рамках обработки заявок проектный офис выполняет роль переводчика задач, формулируемых в терминах заказчиков, на профессиональный язык исполнителей. Ключевым этапом обработки заявок является проведение предварительного анализа возможностей их выполнения с учетом имеющихся свободных ресурсов, условий привлечения внешних соисполнителей, а также наличия уже готовых решений на рынке.

Организация коммуникаций внутри вуза в рамках выполнения заказов включает их делегирование в подразделения вузов, поддержку, синхронизацию, и контроль выполняемых ими работ. По результатам обследования, распределением заявок компаний по отдельным подразделениям вузов занимаются проектные офисы в 90% вузов, оказывавших инжиниринговые услуги, координацией подразделений в рамках исполнения этих заявок — в 95%.

Маркером централизованного проектного управления является и наличие такого инструмента, как информационная система взаимодействия с заказчиками (Customer Relationship Management System, CRM-система). Она позволяет в автоматизированном режиме отслеживать историю взаимодействия с заказчиками, объединять заявки в «одном окне» и обрабатывать их, делегировать подразделениям задачи по выполнению заявок, формировать графики работ и контролировать их выполнение.

По данным обследования, более высокие масштабы инжиниринговой деятельности в вузах сочетаются с более интенсивным использованием ими CRM-систем (рис. 6). Так, среди вузов, оказывавших в 2023 г. инжиниринговые услуги объемом менее 10 млн рублей, доля использовавших такие системы составила только 30%, тогда как среди вузов с годовыми объемами инжиниринговой деятельности от 200 млн рублей более 70% организаций имеют CRM-систему и(или) ее аналоги. Еще более значительная дифференциация организаций связана с разработкой в рамках CRM-систем карты подразделений с назначением ответственных по направлениям деятельности. Среди вузов, оказывавших инжиниринговые услуги объемом менее 10 млн рублей, доля имеющих этот инструмент составила только 14%, тогда как среди вузов с годовыми объемами инжиниринговой деятельности от 200 млн рублей — 59% организаций.

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Внешние барьеры

На основе анализа интервью с руководителями инжиниринговых центров можно выделить барьеры, препятствующие развитию инжиниринговой деятельности в вузах, связанные с внешней средой (институциональными и экономическими условиями).

Проявление со стороны коммерческих компаний осторожности к вузам как подрядчикам в области прикладных проектов, инжиниринга

Как полагают эксперты, подобное отношение к инжиниринговым командам вузов обусловлено убежденностью отраслевых заказчиков в том, что с некоммерческими организациями работать сложнее из-за их определенной инертности. Кроме того, потенциальные заказчики могут опасаться различий в целеполагании совместной работы: по их мнению, команды вузов видят в качестве своей основной задачи не фактическое внедрение разработок, а повышение публикационной активности работников. Повысить уровень доверия к вузам как бизнес-партнерам, по мнению экспертов, может информационная поддержка инжиниринговых центров со стороны государства.

Более длительное согласование вузами контрактов по сравнению с коммерческими компаниями, обусловленное требованиями законодательства в области закупок, а также высокой степенью бюрократизации механизмов принятия решений в вузах

Дефицит оборудования, приборов, программного обеспечения, как в связи с санкциями, так и с отсутствием средств на их приобретение (в том числе из-за «дорогих» кредитов)

Эта проблема актуальна даже для ведущих инжиниринговых центров. Участники грантовых программ сообщили, что не справляются с поступающим объемом заявок на инжиниринговые услуги при максимальной загруженности площадок и оборудования, от части заказов им приходится отказываться, при этом некоторое оборудование сейчас просто невозможно купить.

Дефицит как высококвалифицированных специалистов, так и техников на рынке труда

В ходе интервью эксперты признавали остроту проблемы выращивания новых инженерных кадров. Их надежды связаны с расширением подготовки высококвалифицированных специалистов в передовых инженерных школах. Однако это поможет решить кадровый вопрос только в среднесрочной перспективе. А пока они стараются привлекать собственных студентов на стажировки в инжиниринговые центры, но чаще всего эта мера решает проблему лишь частично.

Ограничения для участия вузов (если инжинирингом занимается структурное подразделение) в конкурсных закупочных процедурах компаний, на коммерческих площадках.

Руководитель подразделения ведущего вуза, занимающегося инжинирингом в области робототехники, описал типичные примеры таких ограничений: часть инжиниринговых проектов выставляется на конкурсных площадках, где могут работать только малые и средние предприятия; инжиниринговые проекты обозначаются в тендере как «поставка оборудования», а участникам тендера требуется иметь определенный основной код ОКВЭД, что автоматически исключает вузы из числа участников.

 


Источники: данные обследования инжиниринговой деятельности вузов, научных организаций и малых инновационных предприятий; результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренного Государственным заданием НИУ ВШЭ.

Материал подготовили Николай Шугаль и Наталья Бондаренко

 


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.
Рекомендованное цитирование:
Шугаль Н. Б., Бондаренко Н. В. (2025) Оценка барьеров для выхода вузов на рынок инжиниринговых услуг. Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/1028804568.html.

Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Меры государственной поддержки инжиниринговых центров вузов»

 

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ