• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Как система среднего профессионального образования взаимодействует с рынком труда?

На ежегодной конференции Минобрнауки России, посвященной среднему профессиональному образованию («Global Education – Образование без границ», 21—22 ноября 2017 г.), сотрудники ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Николай Шугаль, Наталья Шматко и Наталья Бондаренко представили результаты комплексного проекта по изучению массовых и высокотехнологичных секторов, проведенного в 2016—2017 гг. в рамках мониторинга экономики образования.

Массовый и высокотехнологичный сектора в среднем профессиональном образовании Презентация Николая Шугаля

Качество образования — ключевой ориентир государственной политики в сфере среднего профессионального образования. И для его оценки необходимо понимать, какие навыки и компетенции нужны современным работодателям, какие требования они предъявляют к новоиспеченным выпускникам профессиональных образовательных организаций. Удается ли сегодня системе СПО готовить специалистов, востребованных на рынке труда, и восполнять дефицит квалифицированных кадров? На фоне активного реформирования СПО модернизация может идти неравномерно. Каковы перспективные точки роста — так называемые массовые профессии и специальности, наиболее популярные среди абитуриентов, или же профессии и специальности, ориентированные на высокотехнологичные производства?

В ходе исследования были проведены социологические опросы с участием:

  • 1055 студентов и 703 педагогов (преподавателей и мастеров производственного обучения) профессиональных образовательных организаций, где обучают массовым (популярным) профессиям и специальностям;
  • 511 руководителей предприятий, на которых трудятся работники массовых профессий и специальностей СПО;
  • 967 студентов и 632 педагога профессиональных образовательных организаций, где обучают высокотехнологичным профессиям и специальностям;
  • также был опрошен 521 работодатель высокотехнологичных секторов экономики.

К сектору массовых профессий и специальностей в исследовании отнесены: промышленность средств производства (электроэнергетика, машиностроение, металлообработка), промышленность потребительских товаров и общепита (промышленная экология и биотехнологии, технологии легкой промышленности, швейное производство, общественное питание, производство пищевой продукции), транспорт, строительство, экономика и управление.

К сектору высокотехнологических — информационные технологии, химические и биотехнологии, фармация, связь,  приборостроение, электроника, авиа- и космическая техника, медицинское оборудование, управление в технических системах.

Кадровая политика компаний высокотехнологичного и массового секторов, как и мнения об уровне подготовки студентов в системе СПО, во многом схожи. Личные качества и навыки, важные для массового работодателя, выходят на первое место для высокотехнологичных производств. Практический опыт, напротив, имеет сравнительно меньшее значение. Тем не менее, это два основных критерия найма в рассматриваемых секторах, остальные идут с большим отрывом, особенно для высокотехнологичного сектора. В нем также чаще обращают внимание на успеваемость выпускников, и меньше — на наличие разряда или свидетельства о допуске.

Основные риски успешного взаимодействия системы СПО и рынка труда несут скорее не особенности и ограничения отдельных секторов, а системные факторы, с учетом которых действуют работодатели вне зависимости от отраслевой принадлежности.

Доучивать выпускников высокотехнологичных профессий и специальностей СПО приходится чаще, да и о дефиците их навыков говорит несколько больше работодателей. Впрочем, это скорее связано с более высокими требованиями высокотехнологичных производств, нежели с существенными различиями в подготовке по программам СПО (уровень профессиональных знаний выпускников СПО и умение переучиваться работодатели обоих секторов оценили одинаково).

Профессиональные (технические) навыки, относящиеся к работе, почти все работодатели массового и высокотехнологичного секторов считают самыми важными при трудоустройстве. И дефицит именно этих навыков у выпускников техникумов и колледжей отметили 61% высокотехнологичных компаний и 58% компаний, использующих труд работников массовых профессий и специальностей СПО.

Важное условие приобретения таких навыков — качество ресурсного обеспечения профессиональных образовательных организаций. В ходе проведенного опроса преподаватели и мастера производственного обучения высоко охарактеризовали качество педагогического корпуса и образовательных программ. А вот качество учебного и производственного оборудования было оценено значимо хуже: меньше половины педагогов техникумов и колледжей охарактеризовало его как хорошее и более 10% — как плохое.

О наличии необходимого оборудования говорят 2/3 преподавателей (распределения почти точно совпадают по высокотехнологичному и массовому секторам). В то же время треть говорит, что его нет или не хватает. Особенно провально с позиции наличия оборудования выглядит группа профессиональных образовательных организаций, объединяющая подготовку по таким профессиям и специальностям, как связь, приборостроение, электроника, авиа- и космическая техника, медицинское оборудование, управление в технических системах. Каждый пятый педагог высокотехнологичного сектора говорит о том, что в техникумах и колледжах имеющееся оборудование является устаревшим, в массовом секторе об сказал почти каждый третий. Это означает, что дорогостоящее производственное оборудование для многих профессиональных образовательных организаций сегодня недоступно.

Ключевой момент — использование такого оборудования. Его применяет примерно половина как высокотехнологичных, так и массовых техникумов и колледжей. На таком же уровне использование производственного оборудования в массовом секторе, а в высокотехнологичном — вдвое меньше.

При дефиците производственного оборудования важно обеспечить доступ обучающихся к симуляторам и тренажерам. Однако и их использование довольно низкое (на уровне 19% в массовом и 25% в высокотехнологичном секторах, причем в группе «связь, приборостроение, электроника, авиа- и космическая техника, медицинское оборудование, управление в технических системах» — 17%).

Для приобретения профессиональных (технических) навыков важнейшую роль играют применение теории к решению кейсов, групповая работа над проектом. По данным опросов студентов, сегодня эти виды работ в ходе семинаров организуются редко (в высокотехнологичном секторе ситуация чуть-чуть лучше по групповой работе и несколько хуже по кейсам). В секторе массовых профессиональных образовательных организаций чаще выступают с докладами и участвуют в обсуждениях на семинарах. Но самая популярная активность на семинарах в обоих секторах — запись под диктовку или переписывание с доски. Массовый сектор здесь лидирует.

Студенты высокотехнологичного сектора реже участвуют в производственной практике (на 15 процентных пунктов). Однако они посвящают значительно больше времени самообразованию и саморазвитию.  Также студенты ВТ-сектора много работают в процессе обучения (что возможно отчасти компенсирует недостаток практики).

Как показал проведенный анализ, высокотехнологичный и массовый сектора СПО сегодня не демонстрируют кардинальных отличий в особенностях и качестве подготовки выпускников: проблемы, характерные для одного из них, как правило, свойственны и другому. Главный вывод — обучение не вполне способствует развитию способностей у выпускников решать реальные задачи на работе, используя полученный багаж теоретических знаний и навыков работы с оборудованием. Остро ощущается недостаток практических профессиональных знаний и навыков, неумение принимать решения, неспособность к самоорганизации.

Развитие цифровизации и роботизации в недалеком будущем приведет к тому, что ряд массовых профессий и специальностей перестанет быть актуальным либо существенно трансформируется. В этом смысле высокотехнологичные профессии и специальности должны стать «точкой роста» системы. Однако на данный момент высокотехнологичный сектор не выглядит драйвером на фоне массового сектора и испытывает дополнительное давление из-за необходимости работы со сложным, дорогостоящим и, как следствие, весьма дефицитным оборудованием.

Наверх ↑

Потребности высокотехнологичных отраслей в квалифицированных кадрахПрезентация Натальи Шматко

Один из важнейших глобальных трендов на рынке труда связан с быстрым распространением автоматизации и роботизации, внедрением новых безлюдных технологий. В настоящее время во всем мире ведется активная дискуссия о влиянии этих трендов на занятость. Одни эксперты утверждают, что рынок труда сможет справиться с неизбежным высвобождением работников, что уволенные работники находят себе новые рабочие места, другие говорят, что автоматизация и роботизация несут серьезную угрозу занятости. Эти вызовы рынку труда затрагивают не только Европу и Америку, но в полной мере относятся к России. Важно то, что сокращается спрос не только и даже не столько на низкоквалифицированный, физически тяжелый и небезопасный труд, но и на работников средней квалификации, специалистов среднего звена.

Последствия технологических изменений для системы среднего профессионального образования, в первую очередь, технического, профиль которого должен определяться, исходя из спроса работодателей на компетенции, представила в своем докладе заведующая отделом исследований человеческого капитала ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Наталья Шматко.

В ее докладе были рассмотрены основные наднациональные и национальные системы прогнозирования потребностей в кадрах и компетенциях; проанализированы тренды перспективного спроса на специалистов среднего звена, наиболее востребованные профессии, а также ожидания работодателей в отношении необходимых знаний, навыков и опыта техников на предприятиях высокотехнологичных отраслей.

Наталья Шматко подчеркнула, что специалисты среднего звена, техники на высокотехнологичном производстве и в организациях сферы интеллектуальных услуг являются группами риска — многие профессии могут исчезнуть с рынка труда в результате автоматизации и роботизации. Ожидаемая динамика спроса на техников носит противоречивый характер: по одним профессиям спрос растет усиленными темпами, по другим столь же стремительно сокращается. Интенсивные изменения состава требуемых компетенций техников в ближайшие годы произойдут во практически всех отраслях.

Полученные в «Мониторинге экономики образования» в 2017 г. данные показывают, что многие российские работодатели, даже в высокотехнологичных отраслях, пока не осознают скорости и масштабов грядущих изменений, не готовятся к ним. Нужна опережающая подготовка кадров с цифровыми навыками и другими востребованными для профессий будущего даже если спрос на эти кадры в России пока невысокий.

Наверх ↑

Профессиональные образовательные организации в контексте модернизации системы СПО: ключевые аспекты деятельности Презентация Натальи Бондаренко

В российском профессиональном образовании происходят серьезные системные изменения, связанные с необходимостью обновления его содержания, усиления обратной связи системы образования и рынка труда, внедрения современных образовательных технологий и одновременно повышения доступности качественного образования. Успешность выполнения этих задач зависит от участия профессиональных образовательных организаций (ПОО), работы их руководителей и педагогических коллективов. Эту важную информацию не собирают органы статистики, для этого разработаны социологические обследования руководителей ПОО, которые и проводились в рамках Мониторинга экономики образования. На основании этих обследований в выступлении Натальи Бондаренко, заведующей отделом мониторинга экономики образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, были представлены мнения руководителей профессиональных образовательных организаций о вовлеченности их организаций в ключевые мероприятия по модернизации среднего профессионального образования и о полученном опыте участия и ожиданиях. В рамках выступления обсуждались наиболее актуальные вопросы адаптации образовательных организаций в условиях повышающихся требований к стандартам подготовки по программам СПО, в том числе по таким аспектам деятельности, как структура программ, финансовые возможности и кадровая политика, характер взаимодействия с работодателями и образовательными организациями. 

В частности, в выступлении особое внимание было уделено вопросам участия профессиональных образовательных организаций во внедрении новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО (топ-50). Пока только ограниченное число организаций прошло лицензирование программ подготовки по топ-50 профессиям, специальностям, но по результатам обследования, существенно большее число ПОО выразило интерес к реализации этих программ. Представители значительного числа ПОО уже вовлечены в различного рода мероприятия, связанные с ознакомлением, созданием условий для внедрения новых ФГОС СПО. В первом эшелоне, который участвует в этих мероприятиях, оказался управленческий состав ПОО. На данном этапе пока в программах повышения квалификации по внедрению новых ФГОС СПО довольно ограниченно участвует педагогический персонал, хотя это то звено, которое непосредственно будет отвечать за реализацию новых технологий подготовки в соответствии с ФГОС СПО. При этом существует определенная настороженность среди руководителей ПОО по поводу полезности некоторых элементов новых ФГОС СПО, в частности, в отношении демонстрационного экзамена. Кроме того, по результатам опроса существенно реже вовлечены в мероприятия по внедрению новых ФГОС СПО представители небольших ПОО (где обучаются менее 500 человек). Также в небольших ПОО хуже условия по материально-технической обеспеченности, в том числе для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, по взаимодействию с работодателями.

В новых ФГОС СПО в числе ключевых элементов обозначена ориентация на практико-ориентированный подход в обучении. На данные момент со стороны ПОО есть существенный интерес к развитию практико-ориентированных механизмов подготовки, одновременно есть и опасения относительно возможностей реализации. Среди этих опасений — вопрос соответствия материально-технической базы требованиям по подготовке к демонстрационному экзамену в рамках новых ФГОС СПО и подготовке к чемпионатам WorldSkills, организации производственных практик с учетом стандартов WorldSkills. В целом пока возможности ПОО таковы, что сейчас они ориентированы на подготовку единиц студентов для чемпионатов, а не на широкомасштабное применение методик WorldSkills в программах СПО. Эти ограничения не удастся преодолеть без использования эффективных моделей сетевого взаимодействия, как между образовательными организациями, так и с работодателями. Но при этом сами работодатели в большинстве своем не проявляют интерес к инвестированию и участию в дуальном обучении, в подготовке по стандартам WorldSkills.

В ходе выступления также было отмечено, что в условиях адаптации к новым ФГОС СПО значительная часть (около 40%) организаций сообщили о снижении, пока некритическом (до 10%), бюджетного финансирования. Но одновременно все чаще сообщают о платности тех или иных видов услуг в рамках обучения в ПОО. Наличие квалифицированных кадров — важное условие для организации эффективной подготовки на программах СПО, при этом ключевым фактором для привлечения и удержания таких кадров является обеспечение достойного уровня оплаты труда. По результатам обследования, после существенного роста до 2015 года в 2016–2017 годах уровень оплаты труда в лучшем случае лишь остается в коридоре значений, достигнутых между 2014-2015 годами. В этой связи существенно не меняются и оценки конкурентоспособности по уровню оплаты (т.е. оценки возможностей руководителей обеспечить преподавателям уровень оплаты, соответствующий среднерегиональному в образовательной сфере и среднерегиональному в корпоративном секторе своего профиля). Так, что касается сравнения с корпоративным сектором, то в настоящее время одна треть руководителей ПОО признает, что проигрывает в возможностях оплаты труда своих преподавателей относительно профильных компаний.

Подводя итог, Наталья Бондаренко выделила наиболее актуальные направления деятельности ПОО, нуждающиеся в дальнейшей проработке: выравнивание условий деятельности между небольшим и крупными профессиональными образовательными организациями (в том числе с помощью расширения сетевого взаимодействия); вовлечение более широкого круга работодателей в регионах для организации масштабной практико-ориентированной подготовки; более серьезная проработка механизмов обеспечения подготовки и проведения демонстрационного экзамена на местах и продолжение работы по повышению доступности обучения в ПОО для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Наверх ↑

Подготовили Николай Шугаль, Наталья Бондаренко, Наталья Шматко