• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Кадровый потенциал науки: структура и динамика

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет сведения о численности научных кадров в России по итогам 2017 г. и в целом за период 2008–2017 гг. 

Версия для печати

В 2017 г. численность персонала, занятого исследованиями и разработками (ИР), составила в России 707,9 тыс. чел. Тенденция сокращения численности научных кадров получила дальнейшее развитие: за прошедший год она уменьшилась на 2%, а относительно уровня 2008 г. — на 7% (табл. 1). 

Таблица 1. Персонал, занятый исследованиями и разработками, по категориям
 

 

Численность работников,
выполнявших ИР,
человек

Темп прироста численности, проценты

Структура численности работников, выполнявших ИР, проценты

Изменение структуры,
процентные пункты

2008

2017

2008

2017

Всего

761 252

707 887

-7.0

100.0

100.0

Исследователи

375 804

359 793

-4.3

49.4

50.8

+1.5

Техники

60 218

59 690

-0.9

7.9

8.4

+0.5

Вспомогательный персонал

194 769

170 347

-12.5

25.6

24.1

-1.5

Прочие

130 461

118 057

-9.5

17.1

16.7

-0.5

Снижение коснулось всех категорий персонала. Численность исследователей и техников, непосредственно занимающихся ИР и составляющих суммарно бóльшую часть персонала, уменьшилась в целом за 2008–2017 гг. на 3,8%, а вспомогательного и прочего персонала — на 11,3%. При этом структура персонала, занятого ИР, по категориям за последнее десятилетие в целом практически не изменилась.

Большинство работников, выполнявших ИР (73,9% в 2017 г.), — лица с высшим образованием, из них каждый пятый имеет высшую научную квалификацию (обладает ученой степенью); 12,8% общей численности персонала имеют среднее профессиональное образование (рис. 1).

Рис. 1. Структура персонала, занятого исследованиями и разработками, по уровню образования (%)

Необходимо отметить рост уровня образования всех категорий работников. Так, если десятилетием ранее лишь 26,8% техников имели высшее образование, то в 2017 г. — 49%. Среди вспомогательного персонала доля лиц с высшим образованием увеличилась с 32,8 до 46,8%, а среди прочего персонала — с 30,2 до 45,8%. Что касается исследователей, то суммарная доля докторов и кандидатов наук в их составе выросла за период 2008–2017 гг. с 26,9 до 28,7%.

Структура занятости по секторам науки за последние десять лет не претерпела существенных изменений. По-прежнему предпринимательский сектор аккумулирует более половины (53,3%) кадрового потенциала отечественной науки (рис. 2), несмотря на снижение в нем численности персонала на 16,5% по сравнению с 2008 г. (рис. 3). За рассматриваемый период доля предпринимательского сектора в общей численности научных кадров уменьшилась на 6 процентных пунктов; доли остальных секторов увеличились: государственного — на 3,6 процентных пункта, высшего образования — на 2,2 и сектора некоммерческих организаций — на 0,2 процентных пункта.

Занятость в государственном секторе науки оставалась относительно стабильной на протяжении всего рассматриваемого периода: среднегодовой прирост численности работников, выполнявших ИР, в этом секторе составил 0,3%. В секторе высшего образования аналогичный показатель равен 2,6% и самый высокий — в секторе некоммерческих организаций — 9,7% в среднем за год. Несмотря на то, что численность занятых в секторе некоммерческих организаций по сравнению с 2008 г. увеличилась в 2,3 раза, ее динамика (из-за малых величин — 2,9 тыс. чел.) не оказывает существенного влияния на общие тенденции. 

Источники: Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на основе данных Росстата; результаты проекта «Экспертиза отдельных направлений научной и образовательной политики на основе анализа международного опыта и данных эмпирических обследований».

Материал подготовили Татьяна Ратай и Ирина Тарасенко


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на автора материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск: «Привлекательность научной карьеры в России»

Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»

гг