С кем сотрудничает бизнес при разработке инноваций?
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет данные о кооперационных стратегиях российских организаций, осуществляющих инновационную деятельность, ключевых партнерах и длительности совместных проектов по выполнению исследований и разработок.
Главные выводы:
Степень «открытости» инновационных стратегий — интенсивность кооперации и характер взаимодействий при разработке новых продуктов и бизнес-процессов — важный фактор, определяющий успешность инновационной деятельности компаний. По итогам 2020 г. общий уровень инновационной активности организаций увеличился до 10,8% (+1,7 п. п. по сравнению с 2019 г.). Между тем при реализации инноваций компании ориентированы не столько на совместные разработки с наукой, сколько опираются преимущественно на собственные силы или внедряют решения, созданные другими организациями (рис. 1).
Создание новых или существенно усовершенствованных товаров и услуг в половине случаев (51,1%) происходит без привлечения контрагентов, в том числе для обеспечения коммерческой тайны. Реализация процессных инноваций (внедрение новых или усовершенствованных методов производства, логистики, обработки и передачи информации, управления трудовыми ресурсами и др.), наоборот, преимущественно опирается на разработки внешних организаций (45,4%). Сотрудничают с контрагентами с целью совместной разработки и внедрения инноваций менее трети организаций.
Среди организаций, осуществлявших затраты на инновационную деятельность, более трети (36,8%) инвестировали в исследования и разработки. Однако масштабы привлечения сторонних организаций к их проведению ограничены (табл. 1). Удельный вес организаций, участвовавших в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, в общем числе инновационных организаций составил 17,0% (против 18,2% в 2019 г.).
Наиболее распространенной моделью сотрудничества остаются разовые контракты с партнерами. Более 70% организаций привлекали внешних партнеров к выполнению исследований и разработок единовременно, в рамках конкретного проекта. Постоянные связи с организациями-исполнителями поддерживают менее половины (43,6%) компаний, несмотря на то что установление долгосрочных контактов выступает одним из факторов успеха кооперации — ввиду сложности и длительности инновационных проектов. Чуть менее 10% используют неформальные каналы взаимодействия.
Основными партнерами по кооперации для инновационно активных компаний, участвовавших в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, выступают научные организации, вузы и участники цепочки поставок (рис. 2). Научные организации привлекает почти половина (49%) организаций; потребителей продукции и поставщиков сырья, материалов, комплектующих и программных средств — около трети. Сравнительно высокая интенсивность взаимодействия с участниками бизнес-группы (36,3%) свидетельствует о наличии у ряда компаний сильных собственных технологических компетенций. Консалтинговые фирмы и конкуренты редко выступают партнерами проектов по выполнению исследований и разработок.
Длительность контактов варьируется в зависимости от типа контрагента. Формальная (документально закрепленная) кооперация распространена при сотрудничестве с организациями — участниками бизнес-группы (преимущественно на постоянной основе), с научными организациями, потребителями, поставщиками и вузами.
Ограниченные масштабы кооперации в процессе разработки и внедрения инноваций отражают в целом пока еще недостаточный уровень инновационной активности российского бизнеса. При создании продуктовых инноваций компании преимущественно опираются на собственные компетенции в исследованиях и разработках, а при внедрении новых или усовершенствованных бизнес-процессов чаще распространен полный аутсорсинг. Привлечение внешних организаций к выполнению исследований и разработок носит фрагментарный характер.
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата; результаты проекта «Исследование эффективности процессов генерации инноваций: ресурсы и факторы» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовила Валерия Власова
Другие материалы по теме:
«Корпоративная наука в российском хайтеке»
«Инновационный ответ на последствия пандемии»
См. также:
Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»: «Российская наука становится моложе»