• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Круче, чем в столицах: как сделать города привлекательными для населения и туристов

Чтобы изменить качество городской среды и помочь жителям городов реализовать себя, необходимо развивать креативные индустрии, привлекать горожан к участию в переменах. О том, как это сделать, говорили на сессии «Креативные города и территории: практики успешных трансформаций» в рамках Российской креативной недели. Одна из ключевых целей трансформации городов — получение экономического эффекта. А достичь этих целей невозможно без привлечения бизнеса, в первую очередь креативного, отметил директор Российской кластерной обсерватории ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко. Обзор дискуссии публикует HSE.Daily.

Запись ВК-трансляции

(просматривать лучше в браузере Chrome, трансляция начинается с 7.30 минуты)

 

Сессия была посвящена сохранению культурных традиций и созданию новых кластеров, способных привлечь местных жителей, особенно молодежь, и повысить туристическую популярность городов и территорий.

Ведущая сессии — главный управляющий партнер по городскому развитию государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Ирина Макиева предложила обсудить успешные практики развития и трансформации территорий для их последующего масштабирования на всю страну. «Как вовлекать в этот процесс горожан, чтобы наши города были красивее, ярче и интереснее?» — такой вопрос она предложила участникам мероприятия.

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис, представляя видеопрезентацию проекта «Жить на Севере», подчеркнул, что для северян важно обеспечение повседневного комфорта и эмоциональная составляющая. В отличие от времен СССР, когда на Север ехали за высокой зарплатой, сейчас этот аргумент не в приоритете, поскольку заработки сопоставимы с московскими и петербургскими. Сегодня важно не просто работать на ледоколе или современном предприятии, но реализовать себя по месту жительства. Нужно бороться за качество городской среды, и сейчас благодаря уникальным проектам, которые созданы и реализованы мурманчанами, вернувшимися из мегаполисов, область вошла в первую пятерку по улучшению качества городской среды. «Это непростая задача с точки зрения климата, но отдача эмоциональная у нас выше», — сказал губернатор Мурманской области.

Андрей Чибис отметил, что для реализации смелых решений необходимо учитывать мнение населения, которое нередко не сразу принимает новации. Среди таких решений в области он назвал открытие и обустройство пригородных сопок, которые теперь притягивают людей, особенно молодежь, отвлекая ее от дворов, подъездов, пивных баров и кафе. Удачной инициативой стало, по его словам, продвижение и переустройство области через киноиндустрию. «Кто теперь не знает Териберку?» — спрашивает губернатор. Умиравший некогда поселок стал точкой притяжения, говорит он. Андрей Чибис считает, что продвижение образа региона через кино повысило туристическую привлекательность региона. Туризм стал быстрорастущей отраслью, что позволило развить инфраструктуру гостеприимства, повысить качество отдыха для местных жителей: теперь они могут комфортно провести выходные на родине.

По его словам, программа инвестирования в благоустройство первоначально вызвала недоверие, но теперь люди говорят: «У нас круче, чем в Питере». В итоге удалось сократить отъезд молодежи и молодых семей с детьми в центральную часть России, заключил губернатор Мурманской области.

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов уверен, что в России следует запустить собственную индустрию компьютерных игр, которые могут принести стране в целом и отдельным регионам в частности больше денег в бюджет, чем кино. Стоит отметить, что развитие киноиндустрии принесло в областной бюджет за последние годы около миллиарда рублей.

Антон Алиханов рассказал, что креативный подход к делу в департаменте капитального ремонта и ЖКХ позволил с помощью создания содружества властей и градозащитников провести нестандартный ремонт и реставрацию исторических зданий и таким образом организовать новые пространства, привлекательные для местных жителей и туристов. Он представил опыт преобразования поселка Железнодорожный, который превратился из угасающего в процветающий. Губернатор признал, что работа была непростой: попытки провести улучшения без выяснения отношения к ним жителей вызвали непонимание. «Поэтому сначала надо говорить и работать с населением», — подчеркнул он.

Директор Российской кластерной обсерватории Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Евгений Куценко, отвечая на вопрос модератора, чем надо руководствоваться при преобразовании городских пространств, отметил, что одна из целей трансформаций — получение экономического эффекта. А достичь этих целей невозможно без привлечения бизнеса, в первую очередь креативного. Он подчеркнул особенность креативной индустрии, где успешные участники рынка, лидеры получают большую часть доходов. Например, 77% доходов музыкальной отрасли получает 1% исполнителей, близкая ситуация в области видеоигр.

В рейтинге привлекательности стран для звезд креативных индустрий, подготовленном кластерной обсерваторией ИСИЭЗ ВШЭ, Россия заняла 20-е место. Исследование проводилось по 23 показателям в 102 странах. «Традиционная специализация России — это литература, реклама и пиар, то есть индустрии, опирающиеся на слово, но набирает силу и дело: игровая индустрия, архитектура и промышленный дизайн», — сказал Евгений Куценко.

Города, говорит он, главные факторы развития креативных индустрий. «Посмотрите, откуда происходят ведущие бренды. 16% всех звезд музыки — это Лос-Анджелес, 10% звезд искусства — это Нью-Йорк. На каждую из четырех модных столиц Лондон, Нью-Йорк, Париже или Милан приходятся от 8 до 13% модных звезд. Такие города нам нужны», — отметил эксперт ВШЭ. В этом году обсерватория изучала креативную специализацию российских городов. В частности, индустрия IT и видеоигр, наиболее желанная среди политиков и управленцев специализация, оказалась и одной из редких среди российских городов. По мнению Евгения Куценко, при создании городских кластеров следует учитывать комплекс факторов. «Мы хотим стихийные кластеры, такие как Голливуд, Болливуд, модные столицы. Для этого есть две стратегии: создание пространств — лишь одна из них. Вторая — формирование региональных ассоциаций для развития цепочек добавленной стоимости. Необходимо использовать весь пул кластерных стратегий», — подытожил эксперт ВШЭ.

В работе сессии также приняли участие губернатор Псковской области Михаил Ведерников, гендиректор тульского кластера «Октава» Дмитрий Барсенков, заместитель руководителя администрации губернатора Красноярского края Юлия Верхушина, заместитель председателя правительства Пермского края Алексей Черников, создатель и руководитель Центра развития территорий Амурской области Петр Стрелец, глава Тюмени Руслан Кухарук, гендиректор АНО «Диалог» и «Диалог Регионы» Владимир Табак, гендиректор архитектурного бюро Wowhaus Анна Ищенко и вице-президент банка ВТБ Наталья Малинова.

Обзор сессии впервые опубликован на портале HSE.Daily 11.07.2022

Автор: Павел Аптекарь