• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Технологические и гуманитарные тренды в образовании

AI-Generated by Midjourney

AI-Generated by Midjourney

Версия для печати

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ применил инструменты анализа больших данных для выявления глобальных трендов, отражающих актуальную повестку цифровизации и внедрения инноваций в системе образования в России и в мире.

Справочно: Система интеллектуального анализа больших данных iFORA разработана ИСИЭЗ НИУ ВШЭ с применением передовых технологий искусственного интеллекта и включает более 500 млн документов (научные публикации, патенты, нормативная правовая база, рыночная аналитика, отраслевые медиа, материалы международных организаций, вакансии и другие виды источников). В 2020 г. iFORA отмечена в журнале Nature в качестве эффективного инструмента поддержки принятия решений в интересах бизнеса и органов власти. ОЭСР относит систему к успешным инициативам в области цифровизации науки.
Для данного исследования были проанализированы более 27,5 тыс. зарубежных и русскоязычных источников из массива профессиональных СМИ за 2017–2021 гг.

Многие из образовательных трендов, которые набирают силу в разных уголках мира, связаны с внедрением передовых цифровых технологий. Это, например, проектное и онлайн-обучение, распространение образовательных платформ, использование в учебном процессе технологий виртуальной и дополненной реальности, интерактивных досок (whiteboards) и рабочих столов (smart tables), школьных электронных дневников и т. д. Пандемия COVID-19 открыла новые возможности цифровой трансформации образования и стала мощным драйвером внедрения в процесс обучения целого ряда цифровых решений.

Параллельно с развитием новых технических инструментов и усилением цифровой грамотности растет интерес к психологическим и гуманитарным аспектам применения передовых технологий в образовании, изучению их влияния на развитие человека и его личный прогресс, раскрытие индивидуальности, талантов и способностей. Среди человекоцентричных тенденций: социальное и эмоциональное обучение, забота о психическом здоровье учащихся, замена учителя наставником (тьютором), переход от традиционных форматов к персонифицированным траекториям, способствующим развитию креативности и других социальных навыков.

В 2020 г. на цифровые технологии в образовании в мире было потрачено 227 млрд долл., а к 2025 г., по прогнозам, эти расходы вырастут практически вдвое — до 404 млрд долл.

С помощью системы интеллектуального анализа больших данных iFORA сотрудники ИСИЭЗ НИУ ВШЭ оценили распространенность трендов в образовании в мире (табл. 1) и в России (табл. 2), выделив среди них технологические — связанные с применением новых цифровых сервисов и продуктов, и гуманитарные — направленные на развитие личности.

В мире наиболее значимым в последние годы трендом стало создание и внедрение цифровых образовательных платформ — информационных пространств, объединяющих заинтересованных участников и позволяющих оптимизировать их взаимодействие, а также предоставляющих различные возможности для дистанционного обучения (в российском рейтинге они на четвертом месте).

Второй по популярности тренд в глобальной образовательной повестке — социальное и эмоциональное обучение (Social and Emotional Learning; SEL) (отсутствует в российском топ-15). Принципы обучения SEL нацелены на развитие эмоционального интеллекта, стрессоустойчивости, саморегуляции и навыков общения, важность которых усилилась в период роста эмоциональной напряженности, вызванного пандемией COVID-19.

Третье и четвертое места заняли программные решения: системы управления обучением (Learning Management Systems; LMS) и массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) (№ 7 в российском топ-15). Во время пандемии востребованность этих инструментов также значительно повысилась. Так, только в марте — апреле 2020 г. число слушателей курсов на образовательной онлайн-платформы Coursera выросло на 640% (с 1,6 до 10,3 млн человек).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Разворот глобального образования в сторону инженерных, математических, компьютерных наук, их междисциплинарного изучения и применения фиксируют тренды на развитие образовательных программ в сферах IT и STEM (№ 5 и № 8).

Все более заметную роль играет тьюторинг, наставничество — как элемент построения индивидуальной образовательной траектории (№ 15 в мировом рейтинге, № 9 — в российском).
Более половины отмеченных глобальных тенденций прослеживаются и в развитии образования в России (табл. 2).

Первое место в рейтинге для России занимает развитие электронного обучения, второе — цифровая (электронная) образовательная среда (оба не вошли в топ-15 мировых трендов). На третьем месте — применение инновационных цифровых образовательных технологий, включающих как собственно технологические решения (электронные учебники, интерактивные доски и т. д.), так и изменение самой педагогической деятельности. Замыкает топ-5 российских трендов использование электронных дневников, внедряемых в школах страны еще с 2013 г.

В середине национального рейтинга (№№ 6–12) оказались тренды, актуальные и в России, и в мире, характеризующие развитие инновационных форматов, таких как: иммерсивное, проектное и интерактивное образование. Четко прослеживается тренд на переход к модели непрерывного обучения в течение всей жизни и на персонификацию образования.

К специфичным для России тенденциям относятся использование социальных сетей для обучения и коммуникации между учениками и преподавателями, переход к смешанному формату обучения (blended learning) и внедрение умных систем (повсеместный доступ в интернет, единое информационное пространство, интерактивные системы обучения и т. д.).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Резюме: Мировые и российские образовательные тренды в большинстве своем схожи. Вместе с тем прослеживаются и существенные различия. Так, в национальном рейтинге первые семь позиций занимают тренды, связанные с цифровизацией и новыми технологиями, в то время как глобальная повестка более сфокусирована на гуманитарных аспектах.

 


Источники: расчеты на основе системы интеллектуального анализа больших данных iFORA (правообладатель — ИСИЭЗ НИУ ВШЭ); результаты проекта «Человеческий потенциал сферы науки и технологий» программы Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».

Материал подготовили Наталья Шматко и Валентина Пермякова


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск серии «iFORA-экспресс»: «Топ-15 технологий в телекоммуникационной отрасли»

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ