• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Барьеры на пути к защите кандидатской диссертации

Барьеры на пути к защите кандидатской диссертации

Использован дизайн Freepik

Версия для печати

Не все поступившие в аспирантуру ее заканчивают защитой диссертации. Есть факторы и добровольного отсева, и отчисления по причине неуспеваемости, и другие препятствия к получению степени кандидата наук. Без четкого понимания ситуации невозможно спроектировать действенные меры поддержки аспирантской подготовки научных кадров. Какие из барьеров считают главными сами выпускники аспирантуры, проанализировали специалисты из Института статистических исследований и экономики знаний и Института образования НИУ ВШЭ.

Методологическая справка:

Исследование базируется на результатах опроса, проведенного НИУ ВШЭ в июле—сентябре 2022 г. в рамках проекта «Мониторинг экономики образования». Респондентами выступили выпускники аспирантуры вузов и научных организаций 2012–2021 гг., обучавшиеся как по очной, так и заочной форме, как получившие, так и не получившие в дальнейшем ученую степень. Итоговая выборка после взвешивания данных составила 1453 человека. Далее в анализе представлены оценки тех, кто не защитил диссертацию (53% от выборки).

Результаты опроса выпускников, окончивших аспирантуру, но не защитивших диссертацию, показывают, что главными барьерами для них стали финансовые. Для 70% респондентов они оборачивались необходимостью поиска дополнительного заработка и совмещения обучения с работой, что мешало фокусироваться на подготовке диссертации. Для чуть меньшего числа опрошенных значимым препятствием оказалось недостаточное финансирование проводимых исследований (61%) (рис. 1). Барьеры данного типа возможно минимизировать за счет существенного повышения стипендий для аспирантов и расширения форм их грантовой поддержки.

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Более половины выпускников отметили организационные трудности на этапе предзащиты / защиты (57%). Для каждого второго стало препятствием отсутствие собственного диссертационного совета на базе организации (52%). Недостаточную поддержку в процессе обучения со стороны организации отметили 43% выпускников. У трети не защитивших диссертацию возникали сложности во взаимодействии с научным руководителем (34%).

Некоторые из этих барьеров можно нивелировать за счет запуска специализированных программ повышения квалификации для научных руководителей и увеличения их нормативной учебной нагрузки (до 75 академических часов), а также реализации программ стажировок аспирантов на базе ведущих организаций, имеющих диссертационные советы.

Академические сложности в части подготовки текста диссертации испытывал каждый второй выпускник (51%), в отношении необходимых для защиты статей показатель чуть ниже (43%). Наработать академический опыт аспирантам, возможно, станет проще при наличии длинных сквозных программ «магистратура — аспирантура». Более трети выпускников теряли интерес либо к теме своего диссертационного исследования, либо к научной деятельности в целом (по 38%). Еще четверть опрошенных сообщили, что за время обучения тема диссертации утратила актуальность (24%). При этом лишь каждый пятый говорил о сложности освоения учебной программы (19%).

Для многих выпускников актуальны причины личного характера: семейные обстоятельства в качестве существенного препятствия на пути к защите диссертации отметили более половины респондентов (52%), четверть говорили о проблемах со здоровьем (26%).

Комментирует

Нефедова Алёна Игоревна

Алёна Нефёдова

старший научный сотрудник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Повысить результативность аспирантуры невозможно без внимания к самим участникам процесса — аспирантам и их научным руководителям. Анализ опыта выпускников последних лет показывает, что большинству учащихся сложно сосредоточиться на науке прежде всего по финансовым причинам, а у многих руководителей нет по-настоящему серьезных стимулов, чтобы вести аспирантов в полной мере, поскольку учитываемая нагрузка не соответствует реальным затратам времени и сил. По-прежнему актуальны проблемы недостаточного уровня мотивации и подготовки поступающих.

Создание благоприятных условий для того, чтобы более жесткие требования к аспирантам стали выполнимыми без потери качества работы, предполагает увеличение финансирования аспирантуры, усовершенствование отбора абитуриентов и введение более существенных стимулов для научного руководства. Включение в программу аспирантуры обязательной предзащиты в нормативный срок обучения следует рассматривать в пакете с отмеченными мерами поддержки, иначе в ряде случаев это может вести к снижению качества подготовленных диссертаций.

 


Источники: результаты проекта «Научно-методическое обеспечение актуальных задач в сфере научно-технологического развития Российской Федерации» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных государственным заданием НИУ ВШЭ.

Материал подготовили Алёна Нефёдова, Светлана Жучкова, Евгений Терентьев, Никита Смирнов


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущие выпуски серии «Наука, технологии, инновации»:
«Карьерные планы и пути аспирантов»
«Привлекательность аспирантуры продолжает расти»

 

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ