• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Алгоритмы рекомендуют, люди решают

Алгоритмы рекомендуют, люди решают

Использован дизайн Freepik

Версия для печати

Рекомендательные системы помогают экономить время на поиск необходимой информации, но могут погружать пользователей в «информационные пузыри». Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал, насколько российские интернет-пользователи откликаются на рекомендации цифровых сервисов и какие преимущества это им дает.

Применение технологий искусственного интеллекта и больших данных позволило различным цифровым ресурсам (онлайн-платформам, сайтам, соцсетям) формировать на основе анализа пользовательских запросов персонализированные рекомендации в виде подборок развлекательного и образовательного контента (фильмов, видеороликов, книг), списков знакомых, друзей и коллег, а также сообществ и тематических каналов, на которые можно подписаться.

Рекомендательные системы могут использоваться также как инструмент манипуляции потребительским выбором (пользователям могут предлагаться только отобранные товары, услуги, любой другой значимый контент). Этот и другие потенциальные риски привлекли к рекомендательным системам внимание регуляторов. В 2022 г. в Евросоюзе был принят Закон о цифровых услугах (Digital Services Act)1, предписывающий онлайн-платформам предоставлять пользователям информацию о работе рекомендательных алгоритмов в понятном виде, в том числе разъяснять критерии ранжирования предлагаемой их вниманию информации. Так, видеохостинг YouTube в разделе «Рекомендуемые видео» сообщает, что рекомендации учитывают предыдущие поисковые запросы, ранее просмотренные видео (включая факт просмотра до конца), подписки на каналы, местоположение пользователя и текущее время суток. Сервис также разъясняет, как пользователи могут управлять рекомендациями — сортировать по темам или вовсе помечать контент как неинтересный.

В России работа рекомендательных систем обсуждается с 2021 г. По результатам дискуссий в июне 2023 г. в Госдуму был внесен законопроект по их регулированию в различных сервисах (соцсетях, поисковиках, онлайн-кинотеатрах, видеохостингах и маркетплейсах). Российский законопроект частично повторяет европейский: также требует информировать пользователей о применяемых алгоритмах, разъяснять, какие сведения используются, из каких источников получены, как их систематизируют и анализируют2. В ходе обсуждений предлагалось обязать цифровые платформы предоставлять пользователям возможность отключать рекомендательные алгоритмы полностью или частично; однако после критики со стороны соцсетей, поисковых систем и разработчиков рекомендательных алгоритмов предложение не вошло в итоговый документ.

Насколько велика группа интернет-пользователей, интересы которых законопроект напрямую затрагивает? ИСИЭЗ НИУ ВШЭ провел опрос населения (в возрасте 14 лет и старше), результаты которого показали, что большинство (60%) россиян, выходящих в сеть хотя бы время от времени, просматривают рекомендации цифровых сервисов регулярно (часто / почти всегда) (рис. 1).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Наибольший интерес представляют подборки новостей (их просматривают 40% опрошенных пользователей интернета) и развлекательных ресурсов (фильмы и сериалы — 32%, музыка — 29%).

В пользовательских предпочтениях заметны гендерные различия: женщины чаще мужчин просматривают рекомендации в области здоровья (28% против 16%) и подборки товаров (26% против 19%), а мужчины чаще обращают внимание на рекомендуемые онлайн-игры (17% против 8% среди женщин).

С возрастом доля пользователей интернета, которые регулярно просматривают рекомендации, снижается по большинству категорий. Исключением являются подборки новостей: доля тех, кто обращает на них внимание, практически равна во всех возрастных группах, а в самой юной (14–17 лет) и самой старшей (60+ лет) заметно ниже. Кроме того, пользователи разных возрастов примерно одинаково откликаются на рекомендации / советы о здоровье.

Результаты опроса позволяют предположить, что рекомендательные системы повышают шансы получить преимущества и выгоды от использования интернета (рис. 2).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Среди пользователей, которые часто просматривали перечни рекомендуемых товаров и услуг, 61% смогли найти товар в интернете дешевле, чем в ближайшем магазине. Среди тех, кто просматривал их редко, таких 43%, а среди респондентов, не получавших подобные рекомендации, — только 26%.

Аналогичная ситуация наблюдается и по другим категориям: рекомендациям в сфере обучения, здоровья и межличностной коммуникации. Чем активнее пользователь просматривает рекомендации, тем чаще он получает преимущества от использования интернета.

 


Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным репрезентативного опроса населения России (N=10021, от 14 лет и старше; время проведения: 4 августа — 7 сентября 2022 г.), организованного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ; результаты проекта «Мониторинг цифровой трансформации бизнеса» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

Материал подготовили Лилия Кузина, Роман Щербаков


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск серии «Цифровая экономика»:
«Телеком закончил стрессовый 2022 год с плюсом»

 

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ