Вузовская наука сегодня
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует показатели ресурсной обеспеченности и результативности вузовского сектора науки.
В последние годы государство проводило активную политику, направленную на поддержку и стимулирование университетской науки. В этих целях был реализован целый комплекс мер, включающий программы, ориентированные на поддержку лидеров («Приоритет 2030», научные центры мирового уровня, инжиниринговые центры), регулярное финансирование (государственное задание, гранты, премии и стипендии молодым ученым и др.), а также меры по созданию и развитию исследовательской инфраструктуры, включая цифровые сервисы (см. также «Делаем науку в России: рейтинг мер научно-технической политики»). Анализ статистических и иных доступных данных показывает, что ресурсная обеспеченность и результативность исследований и разработок (ИР) в этом секторе существенно выросли.
По данным за 2022 г., в России в состав сектора высшего образования входят 1088 организаций (включая их филиалы)1, это четверть (25,9%) всех организаций, выполнявших исследования и разработки. Среди них большинство (91,1%) — образовательные организации высшего образования, 86% всех вузов (с учетом частных) выполняют ИР.
Финансирование
Объем внутренних затрат на ИР в секторе высшего образования в 2022 г. составил 154,5 млрд руб. За год с учетом инфляции величина этого показателя (в постоянных ценах) выросла лишь на 1%, но по сравнению с допандемийным 2018 г. увеличилась на 8,1% (рис. 1). Вместе с ростом финансирования ИР в вузовском секторе растет и его доля в общем объеме затрат на науку. В 2022 г. она достигла 10,8%, хотя пока еще остается ниже средней по странам ОЭСР (15,8%).
Основным источником финансирования ИР в секторе высшего образования (как и в науке в целом) являются средства государства — 60,1%, преимущественно из федерального бюджета — 52,9%, причем объем поступлений из этого источника постепенно растет (+7,4% по сравнению с 2021 г. в постоянных ценах). На долю бизнеса (средств предпринимательского сектора) приходится 27,2%, других национальных источников — 12,2% (из них 11,5% средства организаций сектора высшего образования, включая собственные), зарубежных источников — 0,5% (табл. 1).
Научные кадры
В 2022 г. в секторе высшего образования были заняты 73,7 тыс. чел., или 11% общей численности работников, выполнявших ИР в России. Для данного сектора характерна тенденция увеличения численности персонала, причем как в целом (+9,6 тыс. чел., или 15% в сравнении с 2018 г.), так и всех его категорий: исследователей — на 3,4 тыс. чел. (7,6%), техников — на 2,4 тыс. чел. (36%), вспомогательного персонала — на 2,9 тыс. чел. (33,1%), прочего персонала — на 0,9 тыс. чел. (22,3%).
Вузовский сектор отличается наиболее высоким удельным весом ключевой категории персонала, выполняющего ИР, — исследователей. На их долю приходится 65% занятых здесь научных кадров (по России в целом — 50,9%). Несколько выше и квалификационные характеристики персонала: более 90% имеют высшее образование, свыше 40% — ученую степень кандидата и доктора наук (общероссийские показатели — 77,2 и 15% соответственно).
Почти 30% исследователей, занятых в секторе высшего образования, — молодые ученые в возрасте до 35 лет (включительно), еще 31,1% — 36–49 лет. На долю старших возрастных групп (60–69 лет и 70+) суммарно приходится 23,7% занятых здесь исследователей (для сравнения: в государственном секторе науки — 29,4%, в предпринимательском — 19,7%).
Результаты
Несмотря на то, что на вузовский сектор науки приходится относительно небольшая доля финансовых и кадровых ресурсов, в 2022 г. около 70% российских публикаций в научных изданиях, индексируемых в Scopus (76,6 тыс.), были подготовлены с участием вузовских ученых. В 2010-х гг. он показывал более быстрый рост публикационной активности, чем страна в целом (табл. 2). За период 2010–2020 гг. число публикаций2 вузов в научных изданиях, индексируемых в Scopus, в 5,4 раза, опережая общероссийскую динамику научных публикаций (в 3,3 раза).
Более того, в 2022 г. все позиции в первой десятке российских организаций по числу публикаций в научных изданиях, индексируемых в Scopus, заняли именно вузы (табл. 3).
Растет и вовлеченность вузов в создание технических решений для производства: за пять лет число передовых производственных технологий (ППТ)3, разрабатываемых ими, увеличилось в 2,2 раза и в 2022 г. составило 661 ед. (рис. 2). В результате вузы расширили присутствие среди разработчиков ППТ, увеличив свою долю в общем числе созданных в стране ППТ с 19,1% до 25,2%.
Абсолютно по всем видам ППТ вузы в 2022 г. находятся в тройке лидеров среди их разработчиков. Первую позицию они занимают по числу созданных за год «зеленых» технологий (38,8% от всех таких ППТ) и технологий проектирования и инжиниринга (35,2%). Заметен их вклад в создание ППТ для производства, обработки, транспортировки и сборки (30,1%), технологий автоматизированной идентификации, наблюдения и/или контроля (26,9%), связи, управления и геоматики (20,7%), промышленных вычислений и больших данных (19,2%), по всем — вторая позиция.
Важную роль в повышении результативности вузовской науки играет Программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. № 729), которая ориентирована на увеличение вклада российских университетов в достижение национальных целей развития страны, обеспечение доступности качественного высшего образования в ее субъектах. В 2022 г. участвовавшие в ней вузы демонстрировали рост показателей научной деятельности, заложенных в программах развития. Так, например, объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного НПР в Балтийском федеральном университете им. И. Канта вырос до 1089,5 тыс. руб. (запланировано 780 тыс. руб.), МАИ — до 2651,9 тыс. руб. (запланировано 1877,6 тыс. руб.), Дальневосточном федеральном университете — до 787,2 тыс. руб. (запланировано 550 тыс. руб.).
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на основе данных Минобрнауки России, Росстата, ОЭСР; результаты проекта «Подготовка справочных и аналитических материалов по вопросам развития науки в Российской Федерации и за рубежом» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Светлана Мартынова, Татьяна Ратай, Алевтина Репина, Максим Коцемир
Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Потребность в инженерах растет»
См. также: