Карьера в науке: что россияне думают об ученых и их работе?
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует представления россиян об ученых, преимуществах и недостатках их профессии.
Значимость вклада, который вносит наука в социально-экономическое развитие и повышение уровня благосостояния населения, для большинства россиян является неоспоримой. Например, 88% жителей нашей страны отмечали в ходе последней волны опроса, что научно-технологический прогресс позитивно влияет на качество жизни. Значение этого показателя держится выше 80% уже более десяти лет.
Такие установки по отношению к науке формируют и позитивный образ занятых в этой сфере — ученых. По данным опроса 2023/24, более половины (57%) респондентов были бы рады, если бы их сын или дочь захотели стать научным работником, исследователем (рис. 1). При сопоставлении с результатами двух предыдущих волн опроса заметно небольшое снижение показателя, что отчасти обусловлено ростом популярности некоторых других профессий, в первую очередь в сфере ИТ. Сравнение с более ранними волнами опроса показывает, что уровень одобрения такого карьерного выбора еще совсем недавно был существенно ниже (31–42% в 2003–2016 гг.). Изменение ситуации примерно с конца прошлого десятилетия напрямую связано с проводимой научно-технической политикой, направленной на повышение уровня оплаты труда в науке, улучшение материально-технической оснащенности научных организаций, поддержку аспирантов и молодых ученых (например, создание молодежных лабораторий) и др.
Указанные выше меры, а также активная деятельность государства в области популяризации науки и научной карьеры обеспечили формирование более позитивного имиджа ученого, его работы. В результате все меньше россиян считают ученых чудаковатыми людьми (52% в 2023 г. против 58% в 2014 г.), которые интересуются только наукой (36 против 46%) и мало зарабатывают (22 против 42%) (рис. 2). Кроме того, работа ученого все реже воспринимается как удел одиночек (20 против 27%), а ее социальная значимость в глазах населения за рассматриваемый период существенно выросла. Подавляющее большинство считают ученых увлеченными людьми, которые работают на благо человечества (83% в 2023 г. против 71% в 2014 г.) и помогают решать трудные задачи (89 против 80%).
Хотя негативные стереотипы постепенно уходят в прошлое и все больше россиян воспринимают работу в науке как хороший выбор для подрастающего поколения, непосредственно для себя этот карьерный трек, по данным опроса 2023/24, рассматривают лишь 5% респондентов; 6% заявили, что ранее думали об этом; еще 1% опрошенных в данный момент работают в науке. Подавляющее большинство (85%) никогда не хотели стать учеными. Такая ситуация может быть вызвана распространенностью представлений о работе ученых как о сложной и трудной. Препятствует формированию ориентации на академическую карьеру и установка, что работа в науке может быть скучной: так, среди 58% респондентов, разделяющих это мнение, лишь 6% когда-либо хотели стать учеными; тогда как среди 25% не согласных с такой оценкой научного труда каждый третий (29%) хотел бы стать ученым (т. е. почти в пять раз больше).
Анализ результатов опроса показывает также, что россияне не в полной мере осведомлены об условиях труда в науке: 67% респондентов считают, что работа в этой сфере обеспечивает стабильность заработка и занятости. Среди самих ученых, как показало другое исследование ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, так думают уже 83%. Такой же разрыв наблюдается и в отношении оценок социальной защищенности (67 против 77%). В свете вышеизложенного, особую значимость приобретает дальнейшая реализация мер по популяризации науки, которые в том числе позволят населению ближе познакомиться с особенностями работы ученых и их трудовыми буднями.
Источники: данные Мониторинга инновационного поведения населения НИУ ВШЭ; результаты проекта «Подготовка справочных и аналитических материалов по вопросам развития науки в Российской Федерации и за рубежом, подготовка предложений по развитию статистического наблюдения в сфере науки с учетом актуализации мер государственной политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Иван Юдин и Валентина Полякова
Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Какие инженеры и компетенции нужны промышленной робототехнике»
См. также: