От фантастики к реальности: ИИ в руках населения
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует практики применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в повседневной жизни.
Все чаще инструменты на основе искусственного интеллекта (комплекс технологий для обработки различных типов данных: текстов, изображений, устной речи и т. д.) используются в повседневной жизни при решении рабочих или учебных задач, а также, например, для оптимизации существующих сервисов.
В России интерес интернет-пользователей к тематике ИИ растет. В сентябре 2024 г. в Яндекс. Браузере словосочетание «искусственный интеллект» искали 798 тыс. раз, а слово «нейросеть» — 3,8 млн раз. С января 2022 г. количество таких запросов выросло в 3 и 18 раз соответственно.
Однако реальный пользовательский опыт есть пока лишь у небольшой части россиян. По данным опроса населения, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в 2024 г. хотя бы одну технологию ИИ использовали 16% пользователей интернета, или 13% всех опрошенных в возрасте 14 лет и старше (рис. 1).
Наиболее популярной сферой применения ИИ стала генерация текста. Такой опыт имеет каждый десятый пользователь (11%). Далее по распространенности следует ИИ для создания изображений (7%). Только 3% интернет-пользователей создавали видео или музыку с помощью ИИ и всего 2% — программный код. Последнее обусловлено низкой распространенностью среди населения навыка программирования в сравнении с более универсальными цифровыми навыками. Так, писали код на каком-либо языке программирования лишь 3% интернет-пользователей1, а в текстовом редакторе работали 22%.
Для большей части текущей аудитории опыт применения ИИ ограничен одной сферой деятельности (69%), например, написанием текстов. Доля использующих ИИ-сервисы в двух областях — втрое меньше (22%), а в трех или четырех — всего 9%.
Сервисы ИИ пока задействуют скорее эпизодически, чем постоянно. Во всех четырех группах пользователей большинство образуют те, кто применял такой инструмент раз в месяц и реже (рис. 2). Тем не менее уже есть группы людей, которые обращаются к ИИ постоянно (несколько раз в неделю и чаще). Их концентрация выше среди пользователей ИИ, применяющих их для генерации программного кода и текстов.
Использование ИИ для учебы, работы и досуга
Профили применения рассматриваемых типов ИИ-сервисов различаются. Инструменты, предназначенные для генерации текста и программного кода, используются достаточно часто как для учебы (41% и 36% соответственно) или работы (34% и 31%), так и для развлечения или хобби (по 29%). Что касается создания изображений и аудио- / видеоконтента, то в этом случае технологии ИИ главным образом задействуются в рамках досуга (рис. 3). В работе и учебе их применяют значительно реже. Интересно, что в общей сложности среди текущих пользователей ИИ около трети (32%) приходится на тех, кто применял их только ради развлечения или хобби.
Портрет аудитории пользователей ИИ
Группа пользователей ИИ-сервисов отличается от общей аудитории интернета по ряду параметров, в том числе по гендерному и возрастному составу. Среди пользователей ИИ немного больше мужчин (53%), чем женщин (47%), а в целом среди интернет-аудитории наоборот: 47% против 53% соответственно. В подгруппе использующих ИИ для написания кода гендерный дисбаланс более существенный: 80% составляют мужчины и только 20% женщины.
В структуре пользователей ИИ превалирует молодежь. Около трети (30%) относятся к возрастной группе 18–24 лет, 15% — 25–29 лет и 14% — 14–17 лет. Среди пользователей интернета в целом общая доля этих групп вдвое меньше. Молодежь применяет ИИ для написания текстов в основном в учебных целях, например, для подготовки эссе и курсовых работ, а ИИ для генерации изображений — в развлекательных целях, для досуга.
Люди старшего возраста практически не пользуются ИИ-технологиями. В результате доля индивидов в возрасте 50 лет и старше среди пользователей ИИ составляет всего 9%. Во многом это обусловлено отсутствием необходимости в таких инструментах, а также низким уровнем цифровых навыков в данной возрастной группе (относительно других).
Примечательно, что пользователи ИИ в целом активнее остальных осваивают «умные» устройства: такие имеются в семье у абсолютного большинства (77%); в среднем по интернет-аудитории значение показателя на 21 п. п. ниже.
Потенциал расширения аудитории пользователей ИИ-сервисов
Примерно каждый второй (46%2) среди пользователей интернета, не имеющих опыта применения генеративных сервисов ИИ, выражает желание его получить. Кроме того, более половины (53%3) людей, уже пользующихся какой-либо ИИ-технологией, хотят попробовать инструменты, с которыми им не приходилось сталкиваться ранее.
При этом большинство выражает интерес к какой-то одной технологии. Ее направленность зависит от наличия опыта использования других ИИ-сервисов. Так, среди респондентов, не обладающих соответствующим опытом, зафиксированы примерно одинаковые доли желающих воспользоваться сервисами для создания текстов, изображений и видео, музыки (38–42%). Инструменты генерации программного кода привлекают их значительно меньше (рис. 4).
У аудитории ИИ-сервисов наибольшее любопытство вызывает возможность создания при помощи ИИ музыки и видео. Ее хотели бы опробовать в действии около половины (52%) респондентов, пользовавшихся каким-либо другим инструментом ИИ (для создания текстов, изображений или программного кода). Второе место по уровню интереса среди уже работавших с сервисами ИИ делят инструменты для генерации изображений и программного кода. Доля желающих применить такие технологии ИИ среди них примерно такая же, как и среди тех, кто не имеет никакого опыта их использования.
Портрет потенциальных пользователей генеративных ИИ-сервисов, не имеющих опыта их применения, отличается по своим социально-демографическим характеристикам от текущей аудитории и больше похож на людей, не испытывающих интереса к освоению ИИ.
В группе потенциальных пользователей, как и среди не желающих осваивать ИИ, выше доля женщин по сравнению с текущей аудиторией (58% и 56% против 47% соответственно). Кроме того, отсутствует сильный перекос в сторону молодежи 14–29 лет, на которых в данном случае приходится почти вдвое меньшая доля (31%), чем среди пользователей ИИ (среди не желающих осваивать ИИ — 21%).
Однако представители потенциальной аудитории ИИ все же быстрее осваивают новые технологии. Например, среди них больше владельцев домашних «умных» устройств, чем среди тех, кто не желает осваивать ИИ-сервисы (59% против 47%). Поэтому вполне вероятно, что постепенно их интерес к ИИ приведет к практическим действиям по освоению инновации.
Предыдущий выпуск серии «Искусственный интеллект»:
«ИИ в предпринимательском секторе России и зарубежных стран»
См. также: