Вклад инноваций в развитие экономики
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ продолжает анализировать показатели развития инноваций, основываясь на новейших данных Росстата. В этом выпуске серии «Наука, технологии, инновации» представлены ключевые показатели результативности инновационной деятельности российских промышленных предприятий по итогам 2017 года.
Производство продукции, основанной на новых и усовершенствованных технологиях, является ключевой результирующей характеристикой инновационной деятельности предприятий, отражающей их вклад в экономику страны. В 2017 г. выпуск инновационных товаров, работ, услуг крупными и средними предприятиями промышленного производства составил 3,4 трлн руб., что в сопоставимых ценах ниже значения предыдущего года на 13%. Динамика показателя носит неравномерный характер: вплоть до 2013 г. наблюдалась тенденция к его увеличению; в течение 2014–2015 гг. наметился некоторый спад, сменившийся ростом в 2016 г. до максимального значения за весь период наблюдения (табл. 1). Зафиксированное в 2017 г. снижение объемов инновационной продукции повлекло за собой сокращение относительных характеристик: их соотношения с затратами на технологические инновации (с 4,8 до 4 руб. за период 2016–2017 гг.) и доли в общих продажах (на 1,7 процентных пункта по сравнению с 2016 г.).
Таблица 1. Динамика объема инновационных товаров, работ, услуг организаций промышленного производства
Показатель | 2000 | 2005 | 2010 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Объем инновационных |
|
|
|
|
|
|
|
|
в действующих ценах | 154135,0 | 545540,0 | 1165747,6 | 3072530,8 | 3037407,3 | 3258254,6 | 3723693,4 | 3403055,2 |
в постоянных ценах 1995 г. | 32626,7 | 52546,2 | 62312,8 | 123231,0 | 113323,0 | 112558,2 | 124286,8 | 107970,4 |
в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % | 4,4 | 5,0 | 4,9 | 8,9 | 8,2 | 7,9 | 8,4 | 6,7 |
на рубль затрат на технологические инновации, руб. | 3,1 | 4,3 | 3,3 | 4,1 | 4,0 | 4,4 | 4,8 | 4,0 |
Основная часть инновационных товаров, работ, услуг приходится на среднетехнологичные отрасли промышленного производства (66,5%); в их числе выделяются производство кокса и нефтепродуктов (13,8%), автомобилестроение (11,5%), металлургия (10,3%). В добывающих секторах соответствующая величина составляет 14,4% преимущественно за счет нефтегазовых компаний. Менее масштабна реализация инновационной продукции в низкотехнологичных и высокотехнологичных отраслях (11,2 и 5,5% соответственно).
В целом вклад инновационной продукции в развитие промышленности невысок: ее удельный вес в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг составил в 2017 г. лишь 6,7%. Наибольшие значения индикатора наблюдаются в среднетехнологичных отраслях высокого уровня (15,3%), в частности в автомобилестроении (20%) и производстве прочих транспортных средств и оборудования (25,8%). В высокотехнологичных секторах величина показателя достигает 14,7%; в низкотехнологичных — 6,1% (рис. 1). Для сравнения, в ряде европейских стран свыше пятой части продукции предприятий промышленного производства относится к категории «инновационной» (например, в Великобритании — 43,5%; Швейцарии — 24,5%; Франции — 23,6%; Испании — 22,4%).
Рис. 1. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства по видам экономической деятельности: 2017 (%)
Инновационная продукция существенно различается по уровню новизны. В ее структуре новая для предприятия, но уже известная на рынке продукция составила 1,7 трлн руб., что соответствует 3,3% в объеме отгруженных товаров, работ, услуг. В высокотехнологичных отраслях значение данного показателя достигает 6,7%, в среднетехнологичных высокого уровня — 8,4%.
Вклад товаров (работ, услуг) новых для рынка сбыта предприятий значительно ниже — 0,7 трлн руб., или 1,3% общего объема продаж (в высокотехнологичных секторах — 4,3%). Принципиально новая продукция (для мирового рынка) по-прежнему характеризуется низкими масштабами, составляя лишь 79,3 млрд руб. (0,2% объема производства товаров, работ, услуг).
Экономические эффекты, получаемые от реализации инноваций в промышленном производстве, по оценкам организаций, выражаются, прежде всего, в расширении ассортиментной линейки уже производимых товаров (работ, услуг), улучшении качества продукции, сохранении традиционных рынков сбыта. Их высокую значимость указали свыше трети предприятий (рис. 2). Кроме того, отмечается важная роль инноваций в увеличении производственных мощностей (25,7%), обеспечении соответствия продукции современным техническим регламентам, правилам и стандартам и расширении рынков сбыта (по 26,7%). При этом инновационная деятельность предприятий, направленная на расширение рынков сбыта продукции, преимущественно ориентирована на удовлетворение спроса российских потребителей на внутреннем рынке.
Источники: Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата; база данных Евростата; результаты проекта «Исследование активности субъектов инновационного процесса: развитие теоретической рамки и методических подходов» Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Евгения Лукинова, Кирилл Дитковский
Предыдущий выпуск: «Вклад государства и бизнеса в финансирование науки»
Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»