• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Вклад инноваций в развитие экономики

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ продолжает анализировать показатели развития инноваций, основываясь на новейших данных Росстата. В этом выпуске серии «Наука, технологии, инновации» представлены ключевые показатели результативности инновационной деятельности российских промышленных предприятий по итогам 2017 года. 

Версия для печати

Производство продукции, основанной на новых и усовершенствованных технологиях, является ключевой результирующей характеристикой инновационной деятельности предприятий, отражающей их вклад в экономику страны. В 2017 г. выпуск инновационных товаров, работ, услуг крупными и средними предприятиями промышленного производства составил 3,4 трлн руб., что в сопоставимых ценах ниже значения предыдущего года на 13%. Динамика показателя носит неравномерный характер: вплоть до 2013 г. наблюдалась тенденция к его увеличению; в течение 2014–2015 гг. наметился некоторый спад, сменившийся ростом в 2016 г. до максимального значения за весь период наблюдения (табл. 1). Зафиксированное в 2017 г. снижение объемов инновационной продукции повлекло за собой сокращение относительных характеристик: их соотношения с затратами на технологические инновации (с 4,8 до 4 руб. за период 2016–2017 гг.) и доли в общих продажах (на 1,7 процентных пункта по сравнению с 2016 г.).

Таблица 1. Динамика объема инновационных товаров, работ, услуг организаций промышленного производства

Показатель

2000

2005

2010

2013

2014

2015

2016

2017

Объем инновационных
товаров, работ, услуг,
млн руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

в действующих ценах

154135,0

545540,0

1165747,6

3072530,8

3037407,3

3258254,6

3723693,4

3403055,2

в постоянных ценах 1995 г.

32626,7

52546,2

62312,8

123231,0

113323,0

112558,2

124286,8

107970,4

в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %

4,4

5,0

4,9

8,9

8,2

7,9

8,4

6,7

на рубль затрат на технологические инновации, руб.

3,1

4,3

3,3

4,1

4,0

4,4

4,8

4,0

Основная часть инновационных товаров, работ, услуг приходится на среднетехнологичные отрасли промышленного производства (66,5%); в их числе выделяются производство кокса и нефтепродуктов (13,8%), автомобилестроение (11,5%), металлургия (10,3%). В добывающих секторах соответствующая величина составляет 14,4% преимущественно за счет нефтегазовых компаний. Менее масштабна реализация инновационной продукции в низкотехнологичных и высокотехнологичных отраслях (11,2 и 5,5% соответственно).

В целом вклад инновационной продукции в развитие промышленности невысок: ее удельный вес в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг составил в 2017 г. лишь 6,7%. Наибольшие значения индикатора наблюдаются в среднетехнологичных отраслях высокого уровня (15,3%), в частности в автомобилестроении (20%) и производстве прочих транспортных средств и оборудования (25,8%). В высокотехнологичных секторах величина показателя достигает 14,7%; в низкотехнологичных — 6,1% (рис. 1). Для сравнения, в ряде европейских стран свыше пятой части продукции предприятий промышленного производства относится к категории «инновационной» (например, в Великобритании — 43,5%; Швейцарии — 24,5%; Франции — 23,6%; Испании — 22,4%).

Рис. 1. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства по видам экономической деятельности: 2017 (%)

Инновационная продукция существенно различается по уровню новизны. В ее структуре новая для предприятия, но уже известная на рынке продукция составила 1,7 трлн руб., что соответствует 3,3% в объеме отгруженных товаров, работ, услуг. В высокотехнологичных отраслях значение данного показателя достигает 6,7%, в среднетехнологичных высокого уровня — 8,4%.

Вклад товаров (работ, услуг) новых для рынка сбыта предприятий значительно ниже — 0,7 трлн руб., или 1,3% общего объема продаж (в высокотехнологичных секторах — 4,3%). Принципиально новая продукция (для мирового рынка) по-прежнему характеризуется низкими масштабами, составляя лишь 79,3 млрд руб. (0,2% объема производства товаров, работ, услуг).

Экономические эффекты, получаемые от реализации инноваций в промышленном производстве, по оценкам организаций, выражаются, прежде всего, в расширении ассортиментной линейки уже производимых товаров (работ, услуг), улучшении качества продукции, сохранении традиционных рынков сбыта. Их высокую значимость указали свыше трети предприятий (рис. 2). Кроме того, отмечается важная роль инноваций в увеличении производственных мощностей (25,7%), обеспечении соответствия продукции современным техническим регламентам, правилам и стандартам и расширении рынков сбыта (по 26,7%). При этом инновационная деятельность предприятий, направленная на расширение рынков сбыта продукции, преимущественно ориентирована на удовлетворение спроса российских потребителей на внутреннем рынке.

Источники: Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата; база данных Евростата; результаты проекта «Исследование активности субъектов инновационного процесса: развитие теоретической рамки и методических подходов» Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Материал подготовили Евгения Лукинова, Кирилл Дитковский


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на автора материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск: «Вклад государства и бизнеса в финансирование науки»

Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»