Молодежь в науке
В последние годы ряды молодых исследователей (в возрасте до 39 лет включительно) пополняются, в том числе благодаря эффективным мерам господдержки, однако на повестке дня остается задача их закрепления в науке. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал данные официальной статистики, характеризующие ситуацию с молодыми кадрами, занятыми в сфере исследований и разработок (ИР), и результаты опроса руководителей научных организаций и вузов, проведенного в рамках проекта «Делаем науку в России».
Данные статистики последних двух лет свидетельствуют о росте привлекательности научной карьеры среди молодежи. По итогам 2021 г. более половины от всех принятых на должности исследователей в организации, выполнявшие ИР, — лица до 39 лет включительно (22,9 из 39,1 тыс. чел., или 58,6%). Общая численность молодых ученых достигла 149,4 тыс. чел. (+14% от уровня 2010 г.), что составило 43,9% всей численности исследователей в России (+8,4 п. п.).
Вместе с тем среди выбывших за год исследователей ровно половина (20,6 из 41,2 тыс. чел.) также в возрасте до 39 лет. Это повышает актуальность задачи закрепления молодежи в науке, решение которой требует особого внимания и дополнительных мер поддержки.
Восполнение молодых кадров
Коэффициент восполнения когорты молодых исследователей1 превышает единицу, несмотря на некоторое сокращение с 1,17 до 1,12 в 2020–2021 гг. (рис. 1). Самое высокое его значение (1,52) — по возрастной группе до 25 лет, то есть работа в науке привлекает молодых людей, особенно выпускников вузов: из 8,7 тыс. чел. в возрасте до 25 лет, принятых на должности исследователей, 4,5 тыс. чел. пришли в науку сразу после окончания вуза. Для возрастной когорты 26–29 лет коэффициент восполнения меньше единицы и имеет тенденцию к снижению за истекший год (с 0,94 до 0,80), даже с учетом увеличения притока новых кадров.
Среди принятых на работу в 2021 г. молодых исследователей 54,9% закрепились в предпринимательском секторе, 22,7% — в государственном, 21,5% — в секторе высшего образования, 0,9% — в секторе некоммерческих организаций. Схожее распределение по секторам науки наблюдается и по численности выбывших молодых исследователей — 56,6, 25,7, 16,8 и 0,8% соответственно. Самый высокий показатель восполнения молодых ученых — в секторе высшего образования (1,42), в предпринимательском он составляет 1,08, в государственном — ниже единицы (0,98).
Распределение по секторам науки
Наиболее высокая концентрация (более половины) молодых исследователей фиксируется в предпринимательском секторе науки вне зависимости от возрастной группы (рис. 2). Около 30% молодых ученых заняты в государственном секторе и 13% — в секторе высшего образования.
Для сравнения: в 2010 г. треть (32,7%) молодых исследователей работали в государственном секторе, более половины (55,4%) — в предпринимательском и 11,7% — в секторе высшего образования.
Уровень квалификации
Численность молодых исследователей высшей научной квалификации — кандидатов и докторов наук — в 2021 г. составила 21,7 тыс. чел., а их доля в численности исследователей, имеющих ученую степень, достигла 22,2%. Несмотря на увеличение этих показателей в сравнении с 2010 г. (на 6,9% и 2,9 п. п. соответственно), в 2015 и 2020 гг. абсолютные и относительные значения были выше (рис. 3).
Оценки потребностей руководителей
Вышеприведенные данные статистики в целом подтвердились итогами опроса руководителей научных организаций и вузов, проведенного в конце 2022 г. в рамках проекта «Делаем науку в России» (подробнее см. ниже «Методологический комментарий»).
Уровень достаточности когорты молодых специалистов руководители научных организаций и университетов оценивают довольно умеренно (3,43 балла из пяти возможных), с ожиданиями некоторого улучшения положения в ближайшие три года (индекс ожиданий — 3,71).
Самый позитивный настрой на изменения — в университетах (4,02 через три года), что связано с реализацией ряда масштабных мер поддержки вузов, включая крупнейшую в истории России программу «Приоритет 2030». В отличие от них, руководители научных учреждений не видят особых причин для улучшения ситуации с кадрами.
По областям науки наиболее благоприятно текущее положение дел оценивают представители медицинских наук (3,56), а максимальные ожидания — в сфере сельскохозяйственных наук (4,08 через три года).
Действенные и значимые меры поддержки
На ситуацию с молодыми кадрами влияют различные меры господдержки. Анализ опыта их использования в организациях сферы науки показал, что опрошенные руководители оценивают их эффективность сравнительно высоко. Максимальные баллы (75 из ста) получили финансовые меры — премии и стипендии молодым ученым; они весьма востребованы, значимы и успешно используются как в вузах, так и в научных организациях. Оценки выше среднего характерны для важных, но относительно реже применяемых инструментов, — поддержки исследовательских проектов аспирантов и обеспечения жильем молодых ученых (жилищные сертификаты, служебное жилье, ипотека) (по 63 балла). Причем последние чаще реализуются на практике научными организациями, нежели вузами.
В целом все меры поддержки молодых кадров характеризуются широким потенциальным охватом (80–100%), но более всего они доступны вузам (выше 95%). В меньшей степени их используют коммерческие научные организации (в форме АО, ООО, ФГУП) (рис. 4).
Методологический комментарий:
потенциального охвата (доля организаций, которые могли воспользоваться инструментом, в общем числе опрошенных,%); востребованности (доля организаций, пытавшихся воспользоваться мерой поддержки, в числе потенциально охваченных,%); успешности использования (доля организаций, успешно применивших инструмент, в числе пытавшихся воспользоваться,%); значимости (средняя оценка значимости меры для тех, кем мера была востребована,%); эффективности (значимость с учетом индексов востребованности и успешности использования,%).
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата, опроса руководителей научных организаций и университетов в рамках проекта «Делаем науку в России»; результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Валерия Власова, Михаил Гершман, Виктория Лапочкина, Татьяна Ратай, Ирина Тарасенко
Предыдущие выпуски серии «Наука, технологии, инновации»:
«Как в Южной Корее поддерживают талантливых ученых»
«Делаем науку в России: настроения и ожидания»
См. также: