• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Чему (не) учат в аспирантуре?

Чему (не) учат в аспирантуре?

Иллюстрация macrovector / Freepik

Версия для печати

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучил на основе результатов опроса выпускников аспирантуры ее вклад в формирование профессиональных и гибких компетенций, в частности, связанных с научной работой, коммуникацией и самоорганизацией.

Опрос по квотной выборке был проведен в рамках проекта НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования» с 31 мая по 7 сентября 2022 г. методом самозаполнения электронной анкеты (CAWI). В нем приняли участие выпускники аспирантуры вузов и научных организаций, которые поступили в аспирантуру не ранее 2008 г. и завершили обучение до 2021 г. (как защитившие, так и не защитившие диссертацию). Итоговый размер выборки после взвешивания данных составил 1453 человека.

Согласно результатам опроса, выпускники аспирантуры в целом довольно хорошо оценивают свои портфолио профессиональных навыков. Абсолютное большинство владеют базовым программным обеспечением: 74% — на уровне уверенного пользователя, 25% — среднего. Похожим образом они оценивают теоретические знания в своей профессиональной области: 58% респондентов считают их уровень высоким, 40% — средним. В части навыков преподавания голоса выпускников аспирантуры разделились почти поровну: 46% называют их высокими, 42% — средними. По вопросу осведомленности о новых трендах и возникающих направлениях исследований и разработок доля средних оценок перевешивает долю высоких (51 против 44%). Аналогичная картина и в отношении владения современными исследовательскими методами, технологиями и оборудованием: 57% этот навык освоили на среднем уровне, 37% — на высоком.

Наибольшие трудности (у трети выпускников аспирантуры) вызывает использование специализированного ПО (статистических пакетов, программ для проектирования и моделирования и т. д.): каждый пятый слабо владеет данным навыком (22%), а каждый десятый совсем не владеет (11%). Четверть опрошенных признали затруднения в части практического применения и внедрения результатов исследований и разработок, в том числе их коммерциализации: 20% указали на низкий уровень владения данным навыком, еще у 5% он не сложился (рис. 1).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Решающее влияние аспирантуры проявляется в ответах респондентов на вопрос об уровне овладения теоретическими знаниями: скорее значительным ее вклад считают 44% опрошенных, а четверть — очень значительным. Большинству выпускников (свыше 60%) аспирантура помогла повысить осведомленность о трендах и фронтирах в науке, овладеть современными методами исследований и технологиями, а также развить навыки преподавания.

Тревожным сигналом выглядит, согласно ответам выпускников, в целом слабое влияние аспирантуры на их способность применять на практике и внедрять результаты исследований и разработок: для трети (33%) она сыграла при формировании данного навыка незначительную роль, а 19% — эту роль вообще не ощутили. Результаты опроса также показывают, что аспирантура не стала по-настоящему средой формирования цифровых навыков: лишь 40% выпускников в рамках формального обучения смогли освоить (значительно или скорее значительно) основные цифровые продукты. Около трети оценили вклад аспирантуры как малый в части работы с базовым (32%) и специализированным ПО (29%); для еще чуть менее трети он никак не проявился по данному блоку навыков (рис. 2).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Оценки гибких компетенций выглядят в целом более позитивно, чем профессиональных: максимальные баллы превалируют в пяти из десяти навыков (в блоке профильных — в двух из семи). Триаду с наивысшими оценками образуют: способность к обучению (77%), самостоятельность и самоорганизация (64%), умение брать на себя ответственность (62%).

Ниже всего респонденты оценили свою инициативность и способность к предпринимательству (45% средних баллов, 20% низких, 5% не владеют). В число наиболее развитых также не вошли коммуникативные и управленческие способности: каждый второй выпускник аспирантуры определил свой уровень навыков менеджмента проектов, ведения переговоров и разрешения конфликтов как средний (рис. 3).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Вклад аспирантуры наиболее заметно проявился в части умения публично представить результаты: данный навык 45% респондентов смогли развить скорее значительно, 28% — очень значительно. Весомым образом (очень или скорее значительно) аспирантура повлияла на обучаемость (68%), самоорганизацию (64%) и способность работать в режиме многозадачности (61%).

Неоднозначными оказались оценки вклада аспирантуры в развитие способности к сотрудничеству и умения работать в команде: скорее значительным его находят 35% респондентов, 31% — незначительным. Аналогичные «качели» наблюдаются в оценках навыков управления проектами (32 против 35%), умения брать на себя ответственность (33 против 27%) и ведения переговоров (30 против 32%). Почти две трети выпускников считают, что в аспирантуре не уделяется внимания развитию инициативности и способности к предпринимательству: ее вклад по данному блоку 31% опрошенных назвали незначительным, еще столько же отметили отсутствие такого влияния (рис. 4).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Комментирует

Шматко Наталья Анатольевна

Наталья Шматко

заведующая отделом исследований человеческого капитала ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Результаты опроса показывают, что хотя аспирантура в целом способствует развитию у выпускников профессиональных и гибких навыков, по ряду программ отмечаются «слепые пятна». Так, она по-прежнему ориентирована главным образом на формирование академических компетенций, освоение фундаментальных знаний, преимущественно теоретическое знакомство с современными методами и технологиями. Вклад аспирантуры в развитие гибких, сквозных, практико-ориентированных навыков, значимых для скорейшего и более полного включения в решение актуальных задач экономики, недавние выпускники оценивают гораздо слабее. Молодым специалистам становится все более важно уметь работать в условиях неопределенности, проявлять предприимчивость и толерантность к риску, видеть возможности коммерциализации исследовательских результатов. Именно комбинация гибких навыков, в дополнение к профильным знаниям, сейчас особенно ценится в самых разных областях и повышает шансы кандидатов на рынке труда. На курсах дополнительного образования взрослых или в ряде корпоративных университетов активно продвигаются программы, помогающие ими овладеть. Важно, чтобы и современная аспирантура давала комплексную подготовку, а на выходе — более полный портфель востребованных на рынке труда знаний и компетенций.

 


Источники: результаты проекта «Научно-методическое обеспечение актуальных задач в сфере научно-технологического развития Российской Федерации» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных государственным заданием НИУ ВШЭ и проекта «Готовность бизнеса к инновациям: эмпирические исследования».

Материал подготовили Алёна Нефёдова, Елизавета Чефанова, Наталья Шматко


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»: «Вузовская наука сегодня»
Настоящий материал продолжает серию обзоров, подготовленных на основе результатов опроса выпускников аспирантуры:
▫️ Карьерные планы и пути аспирантов
▫️ Привлекательность аспирантуры продолжает расти
▫️ Барьеры на пути к защите кандидатской диссертации

 

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ