Чему (не) учат в аспирантуре?
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучил на основе результатов опроса выпускников аспирантуры ее вклад в формирование профессиональных и гибких компетенций, в частности, связанных с научной работой, коммуникацией и самоорганизацией.
Согласно результатам опроса, выпускники аспирантуры в целом довольно хорошо оценивают свои портфолио профессиональных навыков. Абсолютное большинство владеют базовым программным обеспечением: 74% — на уровне уверенного пользователя, 25% — среднего. Похожим образом они оценивают теоретические знания в своей профессиональной области: 58% респондентов считают их уровень высоким, 40% — средним. В части навыков преподавания голоса выпускников аспирантуры разделились почти поровну: 46% называют их высокими, 42% — средними. По вопросу осведомленности о новых трендах и возникающих направлениях исследований и разработок доля средних оценок перевешивает долю высоких (51 против 44%). Аналогичная картина и в отношении владения современными исследовательскими методами, технологиями и оборудованием: 57% этот навык освоили на среднем уровне, 37% — на высоком.
Наибольшие трудности (у трети выпускников аспирантуры) вызывает использование специализированного ПО (статистических пакетов, программ для проектирования и моделирования и т. д.): каждый пятый слабо владеет данным навыком (22%), а каждый десятый совсем не владеет (11%). Четверть опрошенных признали затруднения в части практического применения и внедрения результатов исследований и разработок, в том числе их коммерциализации: 20% указали на низкий уровень владения данным навыком, еще у 5% он не сложился (рис. 1).
Решающее влияние аспирантуры проявляется в ответах респондентов на вопрос об уровне овладения теоретическими знаниями: скорее значительным ее вклад считают 44% опрошенных, а четверть — очень значительным. Большинству выпускников (свыше 60%) аспирантура помогла повысить осведомленность о трендах и фронтирах в науке, овладеть современными методами исследований и технологиями, а также развить навыки преподавания.
Тревожным сигналом выглядит, согласно ответам выпускников, в целом слабое влияние аспирантуры на их способность применять на практике и внедрять результаты исследований и разработок: для трети (33%) она сыграла при формировании данного навыка незначительную роль, а 19% — эту роль вообще не ощутили. Результаты опроса также показывают, что аспирантура не стала по-настоящему средой формирования цифровых навыков: лишь 40% выпускников в рамках формального обучения смогли освоить (значительно или скорее значительно) основные цифровые продукты. Около трети оценили вклад аспирантуры как малый в части работы с базовым (32%) и специализированным ПО (29%); для еще чуть менее трети он никак не проявился по данному блоку навыков (рис. 2).
Оценки гибких компетенций выглядят в целом более позитивно, чем профессиональных: максимальные баллы превалируют в пяти из десяти навыков (в блоке профильных — в двух из семи). Триаду с наивысшими оценками образуют: способность к обучению (77%), самостоятельность и самоорганизация (64%), умение брать на себя ответственность (62%).
Ниже всего респонденты оценили свою инициативность и способность к предпринимательству (45% средних баллов, 20% низких, 5% не владеют). В число наиболее развитых также не вошли коммуникативные и управленческие способности: каждый второй выпускник аспирантуры определил свой уровень навыков менеджмента проектов, ведения переговоров и разрешения конфликтов как средний (рис. 3).
Вклад аспирантуры наиболее заметно проявился в части умения публично представить результаты: данный навык 45% респондентов смогли развить скорее значительно, 28% — очень значительно. Весомым образом (очень или скорее значительно) аспирантура повлияла на обучаемость (68%), самоорганизацию (64%) и способность работать в режиме многозадачности (61%).
Неоднозначными оказались оценки вклада аспирантуры в развитие способности к сотрудничеству и умения работать в команде: скорее значительным его находят 35% респондентов, 31% — незначительным. Аналогичные «качели» наблюдаются в оценках навыков управления проектами (32 против 35%), умения брать на себя ответственность (33 против 27%) и ведения переговоров (30 против 32%). Почти две трети выпускников считают, что в аспирантуре не уделяется внимания развитию инициативности и способности к предпринимательству: ее вклад по данному блоку 31% опрошенных назвали незначительным, еще столько же отметили отсутствие такого влияния (рис. 4).
Комментирует
заведующая отделом исследований человеческого капитала ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Результаты опроса показывают, что хотя аспирантура в целом способствует развитию у выпускников профессиональных и гибких навыков, по ряду программ отмечаются «слепые пятна». Так, она по-прежнему ориентирована главным образом на формирование академических компетенций, освоение фундаментальных знаний, преимущественно теоретическое знакомство с современными методами и технологиями. Вклад аспирантуры в развитие гибких, сквозных, практико-ориентированных навыков, значимых для скорейшего и более полного включения в решение актуальных задач экономики, недавние выпускники оценивают гораздо слабее. Молодым специалистам становится все более важно уметь работать в условиях неопределенности, проявлять предприимчивость и толерантность к риску, видеть возможности коммерциализации исследовательских результатов. Именно комбинация гибких навыков, в дополнение к профильным знаниям, сейчас особенно ценится в самых разных областях и повышает шансы кандидатов на рынке труда. На курсах дополнительного образования взрослых или в ряде корпоративных университетов активно продвигаются программы, помогающие ими овладеть. Важно, чтобы и современная аспирантура давала комплексную подготовку, а на выходе — более полный портфель востребованных на рынке труда знаний и компетенций.
Источники: результаты проекта «Научно-методическое обеспечение актуальных задач в сфере научно-технологического развития Российской Федерации» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных государственным заданием НИУ ВШЭ и проекта «Готовность бизнеса к инновациям: эмпирические исследования».
Материал подготовили Алёна Нефёдова, Елизавета Чефанова, Наталья Шматко
Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»: «Вузовская наука сегодня»
Настоящий материал продолжает серию обзоров, подготовленных на основе результатов опроса выпускников аспирантуры:
▫️ Карьерные планы и пути аспирантов
▫️ Привлекательность аспирантуры продолжает расти
▫️ Барьеры на пути к защите кандидатской диссертации
См. также: