Делаем науку в России: формирование исследовательской повестки
Научные организации и вузы планируют свои исследования, ориентируясь в первую очередь на имеющиеся заделы, интересы и компетенции сотрудников, а также темы госзадания. При этом значительно реже они принимают во внимание потребности бизнеса или потенциальный вклад в решение важных для страны или мира проблем. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет новые результаты, полученные в рамках проекта «Делаем науку в России».
Накопленные научные заделы и сложившиеся тематики исследований определяют и перспективные планы примерно 85% научных организаций и вузов. Три четверти участников опроса ориентируются на научные интересы и компетенции сотрудников. Еще примерно столько же респондентов (74%) учитывают прежде всего тематику госзадания, а 60% — повестку научно-технической политики (рис. 1).
Значимое, но заметно меньшее влияние на формирование научных планов организаций оказывают результаты мониторинга переднего края глобальной повестки исследований (45%), возможный вклад той или иной тематики в решение экономических и социальных проблем в стране (46%), выявленные потребности бизнеса или перспективы кооперации с ним (40%). К сравнительно мало распространенным факторам относится потенциал темы в контексте поиска ответов на глобальные вызовы (26%) и перспективы популяризации ожидаемых научно-технических результатов (10%).
Ответы респондентов различаются в зависимости от типа организации. Так, вузы больше других ориентируются на приоритеты государственной политики (71%), потребности бизнеса (59%) и актуальные социально-экономические проблемы (51%), но склонны в меньшей мере учитывать глобальные вызовы (17%) и тренды науки и технологий (34%). Научные учреждения по многим критериям демонстрируют противоположное поведение, делая акцент на мировой повестке.
Особенность коммерческих научных организаций в форме АО, ООО, ФГУП состоит в том, что они сравнительно реже учитывают интересы и компетенции сотрудников (57%), вклад научных результатов в решение социально-экономических вопросов (30%) и содержание госзадания (48%) и опираются преимущественно на имеющийся задел и тематический план (89%).
Различия в целеполагании научной деятельности наблюдаются и по группам результативности. Организации-лидеры (I категория) чаще принимают во внимание накопленный научный задел (90%), темы госзадания (84%), компетенции кадров (81%) и тренды мировой науки (60%). Для III категории актуальнее приоритеты госполитики (69%) и потребности предпринимательского сектора (60%), что, вероятно, связано с отсутствием у этих организаций стабильного и достаточного финансирования и необходимостью поиска дополнительных источников его привлечения.
Комментирует
директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Как демонстрируют результаты опроса «Делаем науку в России», система науки в целом пока не перестроена под главную задачу научно-технологического развития в среднесрочной перспективе, поставленную Президентом РФ, — достижение технологического суверенитета, в частности обеспечение национального контроля над критическими и сквозными технологиями. Тематику исследований научные организации и вузы планируют в большой степени исходя из накопленных научных заделов, интересов и компетенций сотрудников. При этом повестка государственной политики и потребности бизнеса имеют второстепенное значение. В текущих условиях, очевидно, сложившийся status quo потребуется изменить, переориентировав значимую часть тематик прикладных и отчасти фундаментальных исследований на получение результатов, востребованных реальным сектором. В том числе на этот маневр нацелены инструменты, предусмотренные в Концепции технологического развития на период до 2030 года.
Источники: результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Михаил Гершман, Станислав Заиченко, Виктория Лапочкина
Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Делаем науку в России: практики управления»
См. также: