• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Делаем науку в России: взаимодействие науки и общества

Делаем науку в России: взаимодействие науки и общества

Использован дизайн Freepik

Версия для печати

Отечественные ученые стали активнее популяризировать результаты своей деятельности, следует из результатов опроса руководителей вузов и научных организаций, который Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ провел в ходе проекта «Делаем науку в России». Многолетний анализ общественного мнения показывает, как эти усилия со временем меняют отношение россиян к ученым и их работе.

Взгляд руководителей организаций науки

Факторы, связанные с взаимодействием науки и общества, получили наивысшие баллы (в среднем 3,92 из 5) среди всех анализируемых в проекте «Делаем науку в России» аспектов развития сектора исследований и разработок.

Вектор данного направления задает прежде всего высокая активность исследователей по продвижению научных результатов, включая их использование в образовательной деятельности (4,34); проведение научно-популярных мероприятий — публичных лекций, экскурсий, выставок (4,23); распространение информации о научных достижениях в СМИ (4,06) (рис. 1). Полученные год назад значения не только превысили аналогичные индексы из опроса пятилетней давности (на момент первой волны исследования в 2017 г.: 4,14, 4,04 и 3,91 соответственно), но и прогнозные оценки на 2022 г. (3,96, 3,91, 3,96).

В отношении перспектив взаимодействия науки и общества респонденты из научных учреждений и коммерческих организаций (в форме АО, ООО, ФГУП) заняли противоположные позиции: первые ждут некоторого ухудшения ситуации через три года (в среднем с 3,90 до 3,74); вторые, наоборот, — улучшения (с 3,41 до 3,68). Вузы настроены оптимистично относительно и нынешнего положения (4,06), и будущего (4,12). Среди представителей различных областей науки демонстрируют оптимизм организации технического профиля, что, очевидно, обусловлено акцентом госполитики на обеспечении технологического суверенитета.

К перспективным направлениям взаимодействия науки и общества относится «научное волонтерство» (citizen science), под которым чаще всего понимают подключение представителей общественности к определенным этапам проведения исследований (например, сбору и обработке данных в области биологии, экологии, астрономии и др.) под руководством профессионалов. Такие волонтерские практики развиваются в последние годы и в России (см. подробнее «Практики волонтерства в науке»), в частности создаются специализированные информационные ресурсы, релевантные проекты инициируют ведущие университеты и профессиональные ассоциации. В будущем опрошенные руководители организаций ожидают все более активного привлечения волонтеров в научные проекты (3,07 сейчас и 3,68 через три года). Максимального прогресса в этой сфере ждут коммерческие научные организации и организации технического профиля.

Мнение граждан

Рост популяризации научных достижений и вовлечение граждан в исследовательскую работу оказывают непосредственное влияние на усиление авторитета науки в обществе. В текущих оценках престижа научной деятельности опрошенные руководители НИИ и вузов умеренно оптимистичны (3,24), однако надеются на улучшение в ближайшие годы (3,54); уровень оптимизма у представителей вузов чуть выше (3,39 сейчас, 3,82 через три года). Позитивные ожидания касаются и повышения привлекательности карьеры ученого (с нынешних 3 баллов до 3,43).

Результаты проекта «Делаем науку в России» находят подтверждение и в других исследованиях ИСИЭЗ, связанных с изучением общественного мнения о науке. Так, три волны опросов, проведенных в рамках Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) НИУ ВШЭ, показывают, что доля респондентов, приветствовавших выбор научной карьеры своими детьми, в последних двух волнах почти вдвое превышает значения аналогичного показателя первой волны: 59–62% в 2019–2021 гг. против 32% в 2014 г.

Среди населения распространено убеждение, что одним из мотивов ученых заниматься наукой является их желание сделать жизнь обычного человека лучше (84% ответов в 2020/21 г. и 74% в 2014 г.), и укрепляется позитивное представление об исследователях как о профессионалах, работающих на благо всего человечества (86% против 71%), помогающих решать трудноразрешимые задачи (89% ответов в 2020/21 гг. в сравнении с 80% в 2014 г.) (рис. 2).

В целом сограждане проявляют все больший интерес к тому, как развивается сегодня наука. Однако если общее представление о ней хотели бы иметь более половины (56%) опрошенных, то быть в курсе ее актуальных событий стремится пока лишь примерно каждый седьмой (15%).

Комментирует

Гершман Михаил Анатольевич

Михаил Гершман

директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Науке как социальному институту в развитых экономиках выдается довольно весомый кредит доверия, поскольку люди понимают, что от уровня развития исследований и технологий напрямую зависит и качество их жизни. Этот важный нематериальный ресурс наращивается, если ученые мотивированы раскрывать смысл научных достижений, умеют объяснять их практическую пользу широким аудиториям.

В России власти поощряют диалог науки с обществом и оказывают поддержку (например, по линии нацпроекта «Наука и университеты», программы «Десятилетия науки и технологий» и др.) ученым, которые занимаются внедрением полученных результатов в образовательные программы, продвижением в СМИ, участвуют в публичных научно-популярных мероприятиях. Эту активность исследователей достаточно высоко оценивает и непосредственное руководство — руководители вузов и НИИ либо их заместители по научной работе, как показывают данные опроса, проведенного нами в рамках новой волны проекта «Делаем науку в России».

В последнее десятилетие стабильно растет число новых и традиционных медиа, освещающих научную повестку, появляются оригинальные площадки (от научных кафе и театров до масштабных фестивалей науки) и нетривиальные форматы, помогающие доносить сложные смыслы в доступной форме (от блогов, подкастов до VR -лекций). Тем не менее, остается большой простор для дальнейшего совершенствования политики в данной сфере. Необходимо продолжать работу над повышением привлекательности научной карьеры, обеспечением достойной оплаты труда, соцпакета и формированием понятных траекторий профессионального развития (особенно для молодых ученых). Параллельно организациям важно вводить дополнительные стимулы для сотрудников, которые не только показывают высокую научную результативность, но и успешно популяризируют результаты исследований, причем нередко это делают на личном энтузиазме и в свободное от основной работы время.

Эмпирической базой исследования послужили данные нескольких опросов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, проведенных в рамках:

  1. второй волны исследования «Делаем науку в России» (Doing Science), проведенной в ноябре 2022 г. (в опросе приняли участие представители 577 университетов и научных организаций — руководители или их заместители по научной деятельности — как лица, формирующие повседневные управленческие практики, которые непосредственно влияют на результативность науки и эффективность государственного регулирования. Для оценки практик взаимодействия ученых с широкой аудиторией использовалась пятибалльная шкала, где 1-2 — негативная оценка текущей ситуации / ее ухудшение через три года; 3 — нейтральная оценка / отсутствие ожиданий изменений; 4-5 — позитивная оценка / улучшение через три года);
  2. трех волн Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) НИУ ВШЭ, реализованных в 2014, 2019, 2020/21 гг. Последний опрос проведен в сентябре 2020 г. — январе 2021 г. с участием 7467 респондентов в возрасте 18–65 лет.

Источники: результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

 

Материал подготовили Виктория Лапочкина, Михаил Гершман и Валентина Полякова


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

Настоящий материал продолжает серию обзоров, подготовленных на основе результатов новой волны проекта «Делаем науку в России», стартовавшего в 2017–2018 гг. Целью проекта является комплексный анализ состояния и перспектив развития российской науки в условиях внешних угроз и ограничений, а также оценка эффективности мер научно-технической политики Ранее в данной серии были представлены: рейтинг мер научно-технической политики, оценки условий для развития науки в России, ее цифровой трансформации, поддержки молодежи и в целом усиления кадрового потенциала.

Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Какие меры поддержки нужны молодым ученым»

 

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ